Литература начала века


Наиболее образованным сословием в России было дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры — выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой. Идейная борьба в литературе в начале века шла между обществом «Беседа любителей русского слова» (Державин, Ширинский-Шихматов, Шаховской, Крылов, Захаров и др.), объединившим консервативных дворян, и радикальными литераторами, входившими в кружок «Арзамас» (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин и др.). Первые и вторые писали свои произведения в духе классицизма и романтизма, однако поэты «Арзамаса» более активно боролись за новое искусство, отстаивали в поэзии гражданский и демократический пафос.

В начале 20-х годов большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой николаевской реакции, наиболее известными литераторами были Ф. Булгарин и Н. Греч, выступавшие в своих органах — газете «Северная пчела» и журнале «Сын отечества». Оба они выступали против новых веяний в русской литературе, за которые ратовали Пушкин, Гоголь и др. При всем этом были не лишенными дарования писателями.

Наиболее популярными произведениями Фаддея Булгарина(1789 — 1859) стали дидактично-нравоописательные романы «Иван Выжигин» (1829) и «Петр Иванович Выжигин» (1831), ставшие при жизни автора бестселлерами, однако они полностью были забыты современни­ками; мелодраматическими эффектами изобилуют его исторические романы «Дмитрий-самозванец» и «Мазепа».

Самым значительным созданием Николая Греча (1787 — 1867) стал авантюрно-нравоописательный роман «Черная женщина» (1834), написанный в духе романтизма. Греч также написал эпистолярный роман «Поездка в Германию» (1836), «Опыт краткой истории русской литературы» (1822) — первое в стране произведение по истории литературы России — и еще несколько книг— пособий по русскому языку.

Крупнейший прозаик конца XVIII — начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826) был не чужд либерализма, когда это касалось абстрактных идей, не затрагивающих российские порядки. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей — «Бедная Лиза» (1792 г.) рассказывает трогательную историю любви дворянина и крестьянки. «И крестьянки чувствовать умеют», — эта за­ключенная в повести сентенция свидетельствовала о гуманном направлении взглядов ее автора.

В начале XIX в. Карамзин пишет наиболее значительное произведение своей жизни — многотомную «Историю государства Российского», в которой, вслед за Татищевым, интерпретирует события истории восточнославянских народов в духе существующей российской монархии и выводит в ранг государственной идеологии царской династии Романовых историческое оправдание захватов Москвой земель своих соседей.

Произведения Василия Жуковского (1783 — 1852) составили важный этап в развитии романтической лирики. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Как переводчик Жуковский открыл российскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.

Лирика К. Н. Батюшкова (1787 — 1855) в отличие от романтизма Жуковского носила земной, чувственный характер, была проникнута светлым взглядом на мир, гармонична и грациозна.

Главной заслугой Ивана Крылова (1769 — 1844) является создание классической басни на русском языке. Крылов брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена, но при этом он всегда оставался глубоко национальным поэтом, отражавшим в баснях особенности национального характера и ума, доведя свою басню до высокой естественности и простоты.

В духе классицизма писали свои произведения декабристы. Они обращались к героическим образам Катона и Брута и к мотивам романтической национальной старины, к вольнолюбивым традициям Новгорода и Пскова, городов Древней Руси. Самым крупным поэтом среди декабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795 — 1826). Автор тираноборческих стихотворений («Гражданин», «К временщику») также написал серию патриотических «Дум» и создал романтическую поэму «Войнаровский», в которой изображена трагическая судьба украинского патриота.

Александр Грибоедов (1795 — 1829) вошел в русскую литературу как автор одного произведения — комедии «Горе от ума» (1824 г.), в которой нет интриги в том смысле, как ее понимали французские комедиографы, нет и счастливой развязки. Комедия строится на противопоставлении Чацкого другим персонажам, образующим фамусовский круг, дворянское общество Москвы. Борьба человека передовых взглядов против бар, тунеядцев и развратников, потерявших национальное достоинство и пресмыкающихся перед всем французским, тупых солдафонов и гонителей просвещения завершается поражением героя. Но общественный пафос речей Чацкого отразил всю силу негодования, которая накопилась у радикально настроенной российской молодежи, ратующей за реформы в обществе.

Грибоедов написал еще несколько пьес совместно с П. Катениным («Студент», «Притворная неверность»), идейное содержание которых было направлено против поэтов «Арзамаса».




  1. Олеся

    Мой любимый автор этой эпохи — Жуковский. Пусть в современных школах его произведения изучают не так фанатично, как творчество Пушкина, не восхищаться глубиной мысли и силой его слова просто невозможно. Кстати, и сам Пушкин вдохновлялся творчеством Жуковского, считая его мастером литературной мысли.

  2. Ирина

    Хотелось бы присоединиться к мнению Олеси относительно Жуковского. Это был человек величайшего таланта, да к тому же еще прекрасный педагог: недаром император доверил ему воспитание своих детей. К сожалению, Жуковский невольно сыграл не самую красивую роль в трагедии лучшего своего друга Пушкина, но ведь даже великие люди иногда ошибаются.

  3. Aoidos

    Жуковский сделал перевод «Одиссеи», который до сих пор считают классическим. Еще он перевел II песнь «Энеиды», которая была опубликована как «Разрушение Трои». Ну, и переводы баллад Шиллера, Вальтера Скотта, Бюргера и других.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.