Литература 30 — 60-х годов


Следующей важной вехой в истории русской литера­туры стало творчество Николая Гоголя (1809 — 1852). В начале своей творческой деятельности он выступил как автор романтической поэмы «Ганс Кюхельгартен» (1827). В дальнейшем пишет исключительно прозу. Первые прозаические произведения, написанные по мотивам украинского фольклора в ироническом, веселом тоне, приносят успех писателю (сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831 — 1832 гг.). В новом сборнике «Миргород» писатель продолжает успешно начатую тему, значительно расширяя ареал. Уже в повести из этого сборника «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь отходит от романтики, показывая засилье пошлости и мелких интересов в современной российской жизни.

«Петербургские повести» изображают современный Гоголю большой город с его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изображая судьбу забитого и бесправного мелкого чиновника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до Чехова.

В комедии «Ревизор» (1836 г.) Гоголь дает глубокое и беспощадное разоблачение чиновной камарильи, ее беззаконий и произвола, пронизавших все стороны жизни российского общества. Гоголь отбросил традиционную в комедиях любовную интригу и построил свое произведение на изображении общественных отношений.

Величайшим созданием писателя стала его поэма в прозе «Мертвые души» (1842 — 1852 гг.). Само назва­ние книги имеет не только прямой, но и обобщенный символический смысл. «Мертвые души» задумывались автором как трилогия по, образу «Божественной комедии» Данте, в первом томе показан созданный в России ад. Гоголь изображает целую галерею уродов, воплощающих различные формы паразитизма в российском обществё В произведении нет ни одного маломальски достойного уважения героя. Нравственное возрождение — чистилище — своих героев предполагалось показать уже во втором томе. Идея исправления общества в новом томе была неоднозначно воспринята радикальными критиками, и Гоголь уничтожил рукопись.

С идеями социалистических утопий был связан роман Николая Чернышевского (1828 — 1889) «Что делать?» (1863 г.). В нем Чернышевский показал представителей интеллигенции, стремящихся изменить жизнь в России к лучшему.

В лице Николая Некрасова (1821 — 1878) русская литература выдвинула поэта огромной идейной глубины и художественной зрелости. Во многих стихотворениях, таких, как «Мороз, Красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863 — 1877 гг.), поэт показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему.

Выдающийся сатирик Михаил Салтыков-Щедрин (1826 — 1889) практически во всех своих произведениях вскрывал пороки российского общества. Его творения не потеряли актуальности до наших дней. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории одного города» (1869 — 1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение истории России, уничижительно вскрывает тупость верховной власти и холопство низов, умудряющихся воровать и отлынивать от работы при любом правителе. В романе «Господа Годовлевы» (1875 — 1880 гг.) показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощена вся мерзость человека, имеющего хоть какую-то власть над людьми. В «Сказках» (1869 — 1886 гг.) Щедрин, используя условно фантастическую форму, с исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные типы российской жизни — крестьян, чиновников, господ, генералов, отношения между ними, иронично высмеивая темноту и невежество простого «мужич­ка» и паразитический образ жизни господ.

Александр Островский (1823 — 1886) возвел русскую драматургию до вершин мировой известности. Основные «герои» его произведений — рожденные новыми капиталистическими отношениями купцы-предприниматели, вышедшие из низов общества, но оставшиеся такими же невежественными, опутанными предрассудками, склонными к самодурству, нелепым и забавным прихотям (пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Лес» и др.). Впрочем, и дворянство — отживший свое класс — Островский также не идеализирует, оно тоже составляет «темное царство» России.

В 40 — 50-х годах выявляется талант таких мастеров слова, как Иван Тургенев (1818 — 1883) и Иван Гончаров (1812 — 1891). Оба писателя в своих произведениях показывают жизнь «лишних людей» общества. Однако если у Тургенева это человек, отрицающий все возвышенное в жизни (романы «Отцы и дети», «Рудин»), полный энергии, но никак не решающийся порвать с окружающей его средой и стать борцом против нее, то у Гончарова (романы «Обыкновенная история», «Обломов») герой — окончательно смирившийся со своим положением человек.




  1. Sandra

    С творчеством Н.В.Гоголя каждый из нас знакомится еще в школе, так как его произведения входят в обязательную программу. Но вот больше всего мне запомнилась постановка «Шинели» в детском кукольном театре. Мне кажется, изучение классики нашей литературы в таком формате гораздо лучше и образнее воспринимается и запоминается надолго.

  2. Алексей Шанский

    Неплохо было бы и в этой статье упомянуть о влиянии А.С. Пушкина на развитие отечественной литературы. Ведь в 30-е годы XIX столетия «светило русской поэзии» еще «светило»... Как раз за год до гибели им был основан «Современник» — журнал, в котором публиковались не только произведения самого основателя издания, но и таких мастеров словесности, как Гоголь, Тютчев, Языков, Жуковский и многие другие.

  3. Юлия Носова

    Такие направления и новые сюжетные линии, отход от любовной лирики и разоблачение власти можно назвать революцией. Да, это литературная революция. Писатели не шли с плакатами, они их создавали в своих произведениях. И без кровопролития. Такие книги изменили россиян в хорошую сторону.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.