Основные достижения русской средневековой культуры (VIII-XVI вв.)


Средневековая культура Руси прошла долгий путь от простого подражания греческим образцам до создания самобытного культурного комплекса, включавшего яркую литературу разных направлений (полемическая, богослужебная, бытовая, историческая), своеобразную деревянную и каменную архитектуру и яркую традицию иконописания. Культура Руси и Московского царства, основанная на традициях православной культуры, впитала в себя также древнеславянские дохристианские элементы, а позже также испытала влияние народов угро-финских и тюркских народов, обитавших по соседству со славянами. Особенно сильно это влияние отразилось в народном костюме и фольклоре.

На заре Нового времени развитие русской культуры определялось не только отдельными деятелями, но и целыми институтами. Церковь и в особенности монастыри были центрами образования и книгописания. В Москве работали талантливые архитекторы, а также действовала первая в стране типография. Однако культурные связи Московского царства с другими странами оставались слабыми.

Древнерусская культура (VIII—XIII вв.)

Культура формирующейся великорусской народности (XIV-XVII вв.)

Культура России XVII в.

Культура Московского государства (XV-XVI вв.)

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания, библиотека и школа Ярослава Мудрого

Центры книжности — Троице-Сергиев, Кирилпо-Белозерский и Соловецкий монастыри, замена пергамена бумагой, появление скорописи

Школа в Немецкой слободе, рост печатной продукции, создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве, накопление научных знаний

Зарождение книгопечатания (Иван Федоров и Петр Мстиславец), переписка Ивана Грозного с князем Курбским, печатание Псалтырей, Часословов и Букварей, школы при монастырях и церквях

Повесть временных лет, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Сказание о Борисе и Глебе», Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», Моление Даниила Заточника. Создание первого общерусского летописного свода (Троицкая летопись), воинские повести, произведение куликовского цикла (Задонщина), «Хождение за три моря», житийная и светская литература. Никоновский летописный свод и Лицевой свод, Казанский летописец, Домострой, публицистика Ивана Пересветова. Историческая («Повесть о взятии Азова») и бытовая («Повести о Горе- Злосчастье») повесть, возникновение автобиографичес- ких («Житие протопопа Аваккума») и сатирических («Повесть о Ерше Ершовиче») произведений, поэтические произведения Симеона Полоцкого.
Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Георгиевская церковь в Ладоге, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и княжеский замок в Боголюбово. Церкви Спаса на Ильине и Федора Стратилата на Ручью в Новгороде, Псковский каменный Кремль и Московский белокаменный, Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева Монастыря. Ансамбль Московского Кремля: Успенский собор и стены (Аристотель Фиораванти), Грановитая палата (Марко Руоро и Антонио Солари), Архангельский Собор (Алевиз Новый). Храм Воскресения в се- ле Коломенском и собор Василия Блаженного в Москве. Успенская церковь в Угличе (Дивная), церковь Троицы в Никитниках, Теремной дворец Московского Кремля, деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, здание Земского приказа, церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко).
Мозаика — Богома- терь Мария-Оранта в Киевской Софии, фрески — Киевской Софии и церкви Спасо-Нередицы в Новгороде, иконопись — Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остро мировом Евангелии. Роспись церквей Спаса на Ильине и Федора Стратилата, иконы Благовещенского собора в Москве (Феофан Грек), росписи в Троице- Сергиевом и Андрониковом монастырях, икона Троицы (Андрей Рублев). Роспись Успенского собора московского Кремля (Рублев и Дионисий), роспись Ферапонтова монастыря (Дионисий), Строгановская школа миниатюрной иконописи . Иконы Симона Ушакова («Спас Нерукотворный», «Владимирская Богоматерь»), роспись церкви Троицы в Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле (Гурий Никитин), возникновение жанра парсуны (портрета) .



  1. Анна

    Деятельность Святых Кирилла и Мефодия, конечно, имела огромное значение для Руси. Но, все-таки это не «достижение древнерусской культуры». Братья создали славянскую письменность с целью распространения христианства среди западных и южных славян, а русские — потомки восточных. Они вели миссионерскую деятельность на территории современной Венгрии (которая тогда была заселена славянами). Ученики братьев, составившие непосредственно тот алфавит, которым мы пользуемся, были изгнаны на территорию современной Македонии, входившей долгое время в состав то Болгарии, то Сербии. Именно из этих стран на Русь прибыли первые книги на славянском языке, понятном, в то время, и русским.

  2. Aoidos

    «Слово о полку Игореве» очень важный памятник. Автор оттолкнулся от довольно заурядного события и призывал к объединению Руси. Удивляет, что «Слово» считают фальсификацией. Автор описывает событие, которое иначе никто бы и не помнил кроме специалистов и перечисляет в тексте множество персонажей эпохи. Фальсификатор писал бы о чем-нибудь более известном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.