Битва на Калке – грозный сигнал и невыученные уроки


Среди исторических уроков есть такие, которые нужно знать «назубок», чтобы избежать печальной участи. Битва на реке Калка, как раз то событие, уроки которого надо было сразу выучить и не забывать о них никогда. «Повесть о битве на Калке» в версии Лаврентьевской и интерпретациях Ипатьевской, и Тверской летописей сходятся на главном уроке этого сражения: беда случилась из-за того, что гордые русские князья, вместо единого строя, захотели блеснуть личной славой в бою, пренебрегая общим делом.

Предыстория кровавой сечи

Разгромив и обратив в бегство хорезмшаха Мухаммеда, Чингизхан направил своего старшего сына Джучи и Субедея-багатура во главе трех туменов (около 30000 человек) в погоню за ним. В 1222 году гонка перешла в глубокий разведывательный рейд по берегу Каспия. Перевалив через Кавказский хребет, монголы столкнулись с союзным войском аланов и половцев. Не имея возможности победить противника в открытом бою, Субедей уговорил половцев уйти в степь, разгромил аланов и потом настал черед «хитроумных» половцев.

Простояв зиму 1223 года в степях между Доном и Волгой, монголы переправились через Дон и довершили разгром кипчаков на северо-западном направлении. Половецкие ханы бежали в русские пределы, где просили о помощи русских князей. Хан Котян говорил Мстиславу Удалому: «сегодня они покорят нас, а завтра и вы станете у них рабами». Мольбы давнишних врагов были услышаны.

Двойственная дипломатия князей. Урок первый: не верь «данайцам» и не дразни врагов

Русские князья съехались в Киев и держали совет. Здесь не выработали общий план военных действий, а договорились: о союзе с половцами, о всеобщем походе на монголов в степь. При этом каждый князь выходил самостоятельно. После того как уладили союз с половцами, в Киеве приняли послов от Джебе. Их обращение к русским князьям было миролюбивым призывом, отказаться от блока с половцами. Напомнили русским про зло, принесенное на Русь степняками и, предложили мир. Послов выслушали и убили. Зачем? Ответ неоднозначен:

  1. Русские знали о прежних договоренностях монголов с половцами и считали, что разрушив этот союз, монголы потом уничтожат их поодиночке.

  2. Убив послов, русские князья совершили большую дипломатическую ошибку, спровоцировав последующие зверства монголов. Тумены Джебе и Субедея не могли покорить Русь, а мирный договор мог показать «кто есть кто».

Это предположения, которые имеют некоторые исторические обоснования. Отсюда урок: нельзя заключать равноправный союз с заведомо ненадежным партнером и не надо злить будущего врага лишней жестокостью.

Канун сражения. Урок второй: слава не в превосходстве, а в единстве

Точного числа воинов обеих армий нет, имеющиеся цифры приблизительны: русско-половецкое войско — 40-100 тысяч человек, а монгольское 20-30 тысяч человек. Подавляющее превосходство вселило в русских князей неоправданный оптимизм. Несмотря на то, что в поход вышли дружины только четырех княжеств: Киевского, Смоленского, Галицко-Волынского и Черниговского, ну и плюс деморализованные половцы.

Место битвы достоверно не известно. Предполагают, что сражение произошло, на территории Никольского района, Донецкой области (по мнению исследователей, Калка сегодня – это речушка Малый Кальчик, впадающая в реку Кальмиус).

Накануне сражения противоборствующие войска расположились по разным берегам реки: справа – монголы, а слева русские и половцы. Вечером 30 мая 1223 года русские князья и половецкие ханы держали совет. Гордые военачальники не захотели выработать общую тактику боя. К битве готовились всяк по своему.

С русской стороны первым форсировал Калку Мстислав Удалой, уже имевший успешные столкновения с разъездами монголов. Осмотрев местность, он приказал переправляться и готовиться к битве остальному войску. Все были уверены в успехе, и каждый жаждал получить славы больше, чем сосед. Из этого стоило извлечь урок: пренебрежение единством действий всего войска в бою, перечеркнет отвагу, удаль и даже воинское умение множества бойцов.

И грянул бой. Урок третий: когда каждый сам по себе – жди беды

День для союзников начинался удачно. Хан Котян, разбил передовые отряды монголов. Его воины погнались за убегающими монголами, оторвались от основных сил пешего войска. В этом разрыве многие летописцы усматривают основную причину поражения в битве. Но все перевернулось в одночасье. Монголы ввели в бой резервы, обратили вспять оторвавшихся кипчаков. Бегущие половцы разорвали строй дружин. Конница Субедея, с правого фланга разрезала русскую рать на две части и продавила левый фланг князей Мстислава Удалого и Даниила Романовича.

Киевский князь Мстислав не пожелал помочь соратникам. Он укрылся с дружиной в лагере на левом берегу Калки и решил отбиваться от неприятеля в своем укрепленном лагере. Остатки разгромленных дружин монголы преследовали до Днепра. Осада киевского лагеря длилась три дня, когда князь Мстислав согласился сдаться в обмен на обещание монголов отпустить их домой. Джебе и Субедей слова не сдержали.

После битвы монголы показали себя как настоящие садисты. Из оставшихся в живых русских воинов, они отделили князей и видных бояр. Простых воинов зарубили сразу, а их начальников положили на землю. Сверху уложили дощатый настил, по нему застелили ковры и установили шатер, в котором пировали под предсмертные крики поверженных врагов. Из этого можно вывести урок: войско, где каждый сам по себе не побеждает, а, не желая пожертвовать малым, можно потерять все.

Ключевой урок невиданной битвы

В сражении на Калке русские воины впервые столкнулись с чудовищной мощью монгольской военной машины. Вся Русь была потрясена бедой. Однако шок быстро прошел. Монголы так же быстро исчезли, как и появились, не разорив русские земли. Погоревали немного и забыли о битве, как о страшном сне на тринадцать лет. Русские князья так и не поняли ключевого урока этой страшной битвы: надвигается страшная беда для всей Руси, чтобы противостоять ей, нужно сразу извлекать опыт из ошибок, объединяться и копить силы и средства. Время показало, что тогда еще не наступило время для осознания этой нехитрой истины. Потребовалось еще полтора столетия жесточайших испытаний, чтобы только постичь необходимость единства.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.