Развитие культуры Киевской Руси


Культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития. В основе — устное народное творчество. Если о славянской мифологии сохранилось мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры — былинах — известно значительно больше.

Ряд современных историков считает, что в былинах в обобщенной форме нашли отражение общественно-политические процессы и исторические персонажи. Наиболее известны циклы героических былин (о Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.). Былины дают представления о культурном уровне народа, образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности подтверждается и другими источниками (берестяные грамоты, граффити).

К XI веку относится зарождение русской литературы, возникает русское летописание («Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором).

Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», повествующее о походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 году.

В Киевской Руси высокого уровня достигла архитектура. Памятников древнерусского деревянного зодчества не сохранилось, до наших дней дошло немного и каменных построек.

В 996 году в Киеве была построена так называемая Десятинная церковь, посвященная Успению Богородицы (в первоначальном виде не сохранилась), там же около 1037 года византийскими архитекторами был создан Софийский собор. В 1045—1050 годах и в Новгороде был построен Софийский собор, архитектура которого более строга.

В XI—XIII веках появляется много произведений архитектуры и в других русских землях (Полоцк, Чернигов, Вышгород). Интересна архитектура Ростово-Суздальской земли (Успенский собор во Владимире, княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли).

В Древней Руси получила распространение и живопись, прежде всего фрески — роспись по сырой штукатурке и икона.

Развиваются художественные ремесла — «златокузнечество» (ювелирное дело), гончарное дело и др. Говоря о развитии древнерусской культуры в IX—XII веках, следует отметить, что она проникнута языческими традициями. Двоеверие, сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев было характерно не только в домонгольский период, но и до конца XVII века, а в некоторых случаях и позднее.




  1. Aoidos

    «Слово о полку Игореве» действительно выдающийся памятник. И главное обессмертил достаточно рядового для своего времени князя. Любопытно, что за четыре года до похода Игоря против Кончака они вместе неудачно сражались с князем Рюриком Ростиславичем.

  2. Хронограф

    Кто знает о судьбе Десятинной церкви — первого храма на Руси? Говорят, что он погиб во время нашествия монгол. А что стало со святынями, которые в нем находились? Мощи Бориса и Глеба там же были?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.