Предпосылки появления христианства на Руси


Официальной датой Крещения Руси принято считать 988 год, когда князь киевский Владимир Красно Солнышко решил обратить в православную веру все подконтрольные ему на тот момент земли. Однако считать этот же год точкой отсчета появление христианства на Руси было бы неверным.

Первые крещения

Середина IX века — начало объединения Руси, централизации земель восточных славян вокруг Киева. Этот процесс начался с приходом на княжеский престол Олега, вошедшего в летописи под именем Вещего. После долгих лет правления он передал власть Игорю, продолжившему укрепление Руси. Начало его правления совпало с женитьбой князя на Ольге. Покоряя соседние племена, Игорь присоединял земли к набиравшему силу Киевскому княжеству, объединяя славян и формируя новое единое и сильное государство.

После смерти Игоря киевское княжество унаследовал его сын, Святослав, регентом при котором по причине малолетства стала княгиня Ольга. Главным делом княгини стало устройство внутреннего порядка в молодом государстве. Передав правление Святославу, княгиня Ольга отправилась в Византию, в Константинополь, где и приняла христианство. С возвращением ее в Киев православие стало постепенно распространяться среди высшей знати, в том числе и в рядах княжеской дружины. Крещение Ольги и стало первым значимым примером появления христианства на Руси.

Социальные предпосылки

После смерти Игоря княжество было разделено между его сыновьями – Олегом, Ярополком и Владимиром — на три неравные части. В результате вспыхнувшей междоусобицы Олег и Ярополк погибают, на престол киевского княжества восходит Владимир.

Новое объединенное княжество нуждалось не только в единой власти, но и в единой вере, способной стать стимулом для объединения народа. Владимир предпринял первую попытку такого объединения. Всех языческих богов, которым поклонялись разные славянские племена – Даждьбога, Велеса, Стрибога, Макошь и прочих, — князь собрал в единый пантеон, поставив во главе Перуна. В Киеве было сооружено огромное капище, где возвышались идолы всех значимых персонажей славянского язычества. Жертвоприношения, поклонения, обряды – все это было решено проводить на одном месте. Однако эта попытка превращения языческих верований в монотеизм потерпела неудачу – отдельные племена по-прежнему ставили во главу только «своего» бога-покровителя.

Политические предпосылки

Конец X века стал временем усиления культурных и политических связей Руси с Византийской империей. Крепкие торговые связи объяснялись удачным географическим положением Киевского княжества – через земли его проходил путь «из варяг в греки», вся торговля с молодыми европейскими государствами осуществлялась через славянские земли. Укреплению взаимоотношений Киева и Константинополя способствовали и многочисленные договоры – от торговых до политических, заключаемые на высших уровнях.

Одним из таких документов стал договор о взаимопомощи, инициатором заключения которого выступила Византия. Император Василий II попросил у князя Владимира военной помощи для борьбы с мятежниками, пытавшимися захватить власть в Константинополе. Как свидетельствуют хроники, князь обязался предоставить в распоряжение императора большой отряд дружинников. Взамен же Василий II должен был отдать князю в жены свою сестру Анну, однако непременным условием брака было принятие Владимиром христианства.

Подобный союз послужил бы не только средством для расширения и укрепления экономических связей двух государств. Главным следствие этого брака стала бы надежная поддержка русского княжества со стороны древней империи на мировой политической арене, усиление роли славянского государства в международных политических играх. Потому и условие принятия новой веры не стало для князя серьезным препятствием в подписании договора.

Общественные предпосылки

Феодализация общественного строя требовала не только экономических перемен, но и общественно-культурных. Разрозненность и раздробленность славянских племен VII-VIII веков, доходившая до разделения не просто на семейные хозяйства, но даже на отдельные подворья, постепенно сменялась обратным процессом – централизацией. Соединяя вновь когда-то раздробленные хозяйства в единое целое – поселения, города, а затем и княжества, централизация привела к появлению сильных государств. Однако залогом стабильности подобных объединений является не только территориальная, но и духовная целостность.

Существовавшие верования – язычество – отражали раннюю раздробленность славянского народа. У каждого племени был свой верховный бог, оказывавший покровительство только своему народу и требовавший соответствующих обрядов. Политеизм – многобожие – усугублял раздор между славянами и тормозил процесс централизации.

Новому государству, объединившему в единое целое несколько десятков племен, требовалась единая религия, которая смогла бы стать теми «духовными скрепами», превращающими племена в народ. Эту решающую роль в единении славян суждено было сыграть христианству.

«Выбор среди вер»

Как свидетельствуют исторические хроники, предпочтение христианства, а точнее, его православной ветви, был в определенной части взвешенным, осознанным выбором князя Владимира. Однако существует легенда, рассказывающая, как именно правитель определял, какую веру принять. Разослав послов по окрестным землям – к хазарам, исповедавшим иудаизм, в земли халифата, где был распространен ислам, в Византию и в Европу, где верили в Христа, — Владимир потребовал от них подробного отчета об особенностях вер.

Иудаизм сразу же не вызвал особого воодушевления у князя, католицизм был отметен по причине сложности обрядов – служба в ряде европейских стран велась исключительно на латыни. Оставался ислам, привлекавший князя какой-то истовой яростью и прозрачностью традиций, и православие, отличавшееся душевностью и красотой богослужения. В результате было выбрано именно православие, оказавшее на Владимира наибольшее впечатление.




  1. Polina

    Стоит еще отметить крещение одного из первых правителей Киева – еще до объединения северной и южной Руси – Аскольда. Считается, что он был первым крещеным правителем. Также считается, что он делал попытки крестить Русь. Возможно, ему удалось бы это.

  2. belonog-2016

    Говорят, на Владимира самое лучшее впечатление оказало христианство во время прибывания в Византии. На то время это был один из самых процветающих империй и князь хотел, чтобы его государство во многом походило на Византийскую империю.

  3. Юлия Носова

    Интересно, как сложилась бы наша история, если бы Владимир выбрал буддизм или индуизм. Я думаю, что с индуизмом наша жизнь была бы менее развита, зато сам народ был бы более человечен. А с буддизмом...По началу это была не самая мирная религия. Какие есть идеи?

  4. вячеслав

    Юлия индуизм это такое же язычество, как и славянское многобожие. Существенных изменений Индуизм бы не принес. Мировоззрение язычников восприняло бы Индуизм как приход новых богов. Часть богов, наверное, влилась в славянский пантеон и то, только если бы у них были функции и атрибуты, отсутствующие у славянских богов. Гораздо более интересно, что за сто лет до крещения Руси согласно исследованием историков и археологов в Киеве уже была значительная христианская община. Причем большое количество христиан исповедовали Арианство (последователи епископа Ария, которые отделились от тогдашнего христианства как впоследствии католики от православных). Ариане отличаются от остальных христиан в вопросах веры своими взглядами на св. Троицу и природу Христа считая его сыном Бога, но Иисус не един с Богом и сотворен им. Такая трактовка св. Троицы кардинально противоречит остальным христианским догматам. Именно Арианство привело к вселенскому собору в Никее и закреплению символов веры.

  5. Летописец

    Почему это вы, Юлия, решили, что индуизм человечнее христианства? Если вы понимаете, что буддизм не самая мирная религия, то надо еще понять, что в основе индуизма лежит буддизм, плюс добавлены языческие божества и народные праздники. А во-вторых, вы почитайте новости по индии на тему религии. Постоянно идут сообщения о преследованиях христиан. Вплоть до убийства. Вы слышали, чтобы у нас кто-нибудь индуистов или буддистов преследовал?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.