Философия истории Ясперса


Карл Ясперс был одним из наиболее влиятельных философов послевоенного времени в Западной Европе и США. На постсоветском пространстве его учения стали широко известны только в конце ХХ века, с завершением эпохи господства марксистской идеологии, которую Ясперс не разделял. В то же время на Западе он еще при жизни получил репутацию высочайшего морального авторитета как один из немногих немецких профессоров, отказавшихся от какого бы то ни было сотрудничества с нацистским режимом.

Как представитель экзистенциального направления, Карл Ясперс обращал особое внимание на взаимодействие человеческого сознания с изменяющимся миром. Он ввёл понятие осевого времени – эпохи, в которую человек всё в большей мере прислушивается к своему сознанию, а значит и всё более активно меняет своё бытие под влиянием собственного сознания. Философ также исследовал влияние научно-технической революции на ценности современного человека. Историософские взгляды Ясперса оказали огромное влияние на мировую гуманитарную науку и, среди прочего, на историческую мысль.

Рисуя схему мировой истории, Карл Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода:

  1. Прометеевская эпоха,
  2. Эпоха великих культур древности,
  3. Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)
  4. И эпоха развития техники.

Прометеевская эпоха

Доистория, едва доступная нашему постижению (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем).

Человек только становится человеком.

Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу , доисторию

Человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторическую эпоху происходило «становление основных конститутивных свойств человеческого бытия», формирование человека «как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами», закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому, по сути дела, «докультурному» периоду относится «первое становление человека». Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет «использование огня и орудий», «появление речи», «способы формирующего человека насилия над самим собой» (например, табу), «образование групп и сообществ», «жизнь, формируемую мифами». Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, «как существует передача опыта».

Эпоха великих культур древности

Великие исторические культуры древности возникли почти одновременно в трех областях земного шара.

«Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э. во-вторых, доарийская культура долины Инда 3-го тысячелетия (связанная с Шумером) и в-третьих, архаический мир Китая 2-го тысячелетия до н. э.».

Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и «специфической технической рационализации».

Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)

 

Полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру.

 

Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса , центральным в истории человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. «Эту ось мировой истории, — писал- Ясперс, — следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей».

Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао-цзы, возникли упанишады, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второ-исайя; это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков Фукидида и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения «сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира».

Осевое время по Ясперсу , — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.

С точки зрения Ясперса , в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. Выделение такого периода духовного основоположения человечества, духовного родства и духовных генов всех культур дают возможность Ясперсу сделать вывод, что противоположность Востока и Запада не абсолютна.

Общие духовные корни позволяют найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства.

 

Понятие «осевое время» ввел в оборот немецкий философ Карл Ясперс. Эта эпоха охватывает несколько веков I тысячелетия до н.э. (между 800 г. до н.э. и 200 г.н.э.). Это период, который, по словам Ясперса, ознаменовался появлением «человека такого типа, какой сохранился и по сей день», когда зародились мораль и совесть, появилось то, что мы теперь называем нравственным выбором, личной ответственностью. «Осевым» Ясперс назвал время, когда одновременно, независимо друг от друга, в разных частях света, в разных цивилизациях и культурах возникли мысли, идеи, воззрения на мир и на себя, которые были едины в одном — в осознании «бытия в целом, самого себя и своих границ». Эти идеи показали, что люди осознали весь «ужас мира» и собственную беспомощность, что, стоя над пропастью, стоя перед гибелью, люди искали пути спасения, пути освобождения.

« Осевое время » — время зарождения мировых религий и философии. В «осевое время» отлаженная в течение многих тысячелетий система была потрясена до основания в результате тех сдвигов, которые произошли в первом тысячелетии до нашей эры. В это время в Индии, Китае, Палестине и Элладе были заложены духовные основы того типа человека, который существует и поныне. Конфуций и Лаоцзы, Будда и Заратуштра, палестинские пророки, греческие философы Гераклит, Сократ, Платон творили в « осевое время », когда возникли все основные направления философской мысли, основные религии : буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, религия еврейских пророков, заложены предпосылки возникновения христианства и ислама.

Главным достижением «осевого времени» было возникновение идей, оказавших большое влияние на развитие культуры, современной морали, замену мифологического мышления критическим.

Главным регулятором поведения человека постепенно (вместо богобоязни) становилась совесть. К.

Ясперс отмечал, что «враги учились видеть друг в друге людей, понимать и сочувствовать друг другу».

Возникновение осевых культур и цивилизаций стало революционным прорывом, изменившим весь ход истории человечества.

 

Феномен мировых религий , осевое время как таковое понимается как выделение человеческой индивидуальности из слабо дифференциарованной родовой массы.

В «осевое время», в определенных исторических условиях, произошел переход от политеизма к монотеизму, появились основы современной морали, этическая философия.

Главным принципом человечества в осевое время стал принцип «Не убий». И, что самое существенное, именно в ту эпоху постепенно выделились и оформились мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Эпоха развития техники

Преобразующее воздействие научно-технической эпохи мы испытываем на себе

 

Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской.

Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго осевого времени.

 

Кризис аграрного общества. «Промышленная революция»

Аграрный и промышленный переворот. Гигантская распашка в Европе, наступление на леса вызвали индустриальную революцию, переход от общества аграрного к индустриальному. Рост городов средневековья превращал их в свалки отходов, а это в свою очередь приводило к возникновению «черной смерти» — чумы, от которой погибали целые семьи, кварталы, города. В средневековом Смоленске после одной из эпидемий остались в живых всего четыре человека. В ХIII — ХVI вв. в связи с распространением земледелия наступление на леса, реки, озера сопровождалось их гибелью. Угроза истребления, истощения плодородных земель, полей, лесов заставляла человека искать новые, относительно щадящие природу технологии. Индустрия на первых порах была спасением для человечества, так как в большей мере сохраняла природу как таковую. Русский философ Николай Федоров отмечал: «Истощение земли, истребление лесов... проявляющееся в наводнениях, засухах... побуждает нас не оставлять тщетными все эти предостережения. Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующаяся, но не восстанавливающаяся, не может иметь другого результата, кроме ускорения конца».

В ХIII — ХIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатическими (похолодание 1215—1350 гг.), с другой — причинами рукотворными. Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчезновению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, дававшими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее минеральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит примеры уничтожения дубовых лесов: на строительство деревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обработать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров дерева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце ХIII в.Англия стала ввозить дерево из Норвегии. Леса пропадали.

Постепенно на смену дровам пришел уголь. В ХIII в. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разработки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду.

Наступал экологический кризис. Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удобрений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315—1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума ХIV в. уничтожила треть населения Европы (20 млн.). Особенно большие потери понесли города Европы. Европа восстановила свое население только к 1600 г. Последствиями кризиса ХIII-ХIV вв. было социальное старение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления. Таким «лекарством» стал переход к капитализму как более эффективному способу производства.

После эпохи «осевой революции» и создания мировых религий духовная жизнь человечества в течение многих столетий развивалась по тем направлениям, которые были тогда заданы. Однако с ХVI-ХVII веков происходит коренной перелом, формируется «вторая ось» человеческой истории. Центральным событием эпохи стала «научная революция», возникновение в ХVII веке новой науки, основанной на научном эксперименте, на активной роли человека в процессе познания. Для новой науки Вселенная принципиально незамкнута, перспективы познания неограниченны. Две главные предпосылки возникновения данного духовного феномена:

1. Христианский подход к миру, согласно которому мир есть творение Божье, и этот мир достоин познания.

2. Новое представление о роли человеческой личности, возникшее в эпоху Возрождения (ХIV — ХVI вв.). Человек начинает восприниматься как ценность сам по себе, в единстве как духовного, так и телесного начала. Создатели новоевропейской науки были религиозными людьми, однако Бог у них превратился в великого Часовщика, великого механика. Законы механики, принципы Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», Бэкона «Знание — сила» характеризуют науку ХVII — ХVIII вв.

Наука того времени считала движение объектов, происходящее в соответствии с механической логикой и предопределенное заранее, не допускающее альтернатив.

Научная революция ХVII — ХIХ вв. имела многообразные последствия. Теперь для объяснения мира Бог оказывался ненужным. На его место был поставлен человек. Наука стала претендовать на полное исчерпывающее знание о мире, в том числе о самом человеке. Претензии разума проявились и в творчестве Блеза Паскаля, Иммануила Канта, Фихте, Гегеля, О. Конта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Христианская мысль пыталась реагировать на вызовы времени. Труды С. Кьеркегора, книги Ф. Достоевского анализируются автором. Становление новой науки имело огромные исторические последствия. Оно привело к возникновению современной техники, с помощью которой представители западной цивилизации поставили под свой контроль весь остальной мир и начали промышленное освоение нашей планеты. В конце ХIХ века подведены итоги науки, нашедшей свой ход в ХVII веке, завершена система классической механики. Вот краткое перечисление самых основных из достижений науки (естествознания) этого периода:

Теория электромагнитных явлений.

Кинетическая теория теплоты.

Закон сохранения энергии.

Создание термодинамики.

Клеточная теория.

Открытие закономерностей наследственности.

Эволюционная теория.

Создание основ химической атомистики и утверждение

атомно-молекулярных представлений.

Теория строения химических соединений.

Открытие периодической системы элементов.

Возникновение и успешное развитие экспериментальной

психологии.

На исходе ХIХ века в трех лабораториях Европы было сделано три великих открытия:

1. В 1895 г. немецкий физик В. Рентген открыл рентгеновское излучение.

2. В 1896 г. Французский физик А.А.Беккерель открыл явление естественной радиоактивности солей урана.

3. В 1897 г. английский физик Д.Д.Томсон открыл электрон.

Эра неизменного атома как основы и первокирпичика мироздания безвозвратно ушла в прошлое. К числу опор классического естествознания относились введенные Ньютоном понятия пространства и абсолютного времени.

Создав теорию относительности, А. Эйнштейн показал, что в природе нет абсолютного пространства и абсолютного времени:

1. Они неразрывно связаны;

2. Течение времени зависит от физических, материальных процессов.

«Информационная революция».

Кризис индустриального общества

Промышленная революция продемонстрировала неравномерное развитие стран: промышленно развитый и процветающий Север, где живет всего ¼ населения Земли, «съедает» 70% планетарных ресурсов. Юг же голодает. Он неграмотен (на Индию приходится 1/3 неграмотных всего мира, на Китай — ¼. Даже в Бразилии, где в последнее время наблюдается экономический подъем, — 20 млн. неграмотных).

Юг взрывоопасен.

С ростом промышленного производства, населения, городов, совершенствования индустриальных технологий человек снова стал потреблять природу в таком количестве (но на ином уровне и в ином качестве), что создалась угроза ее уничтожения. Психология неисчерпаемости природы, ее ресурсов, экстенсивное хозяйственное развитие, осознание себя хозяином природы создали угрозу природе, а значит, выживанию человека. Нарушается экологический баланс планеты.

200 лет назад английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766 — 1834) увидел угрозу человечеству в перенаселении планеты. Для доказательства своей идеи он ввел закон, в соответствии с которым рост населения планеты увеличивается в геометрической прогрессии (1 : 4 : 8 : 16 и т.д.), между тем как средства существования растут только в арифметической (1 : 2: 3 : 4 и т.д.). По его расчетам выходило, что у пары людей через 250 лет будет 2048 потомков, тогда как 2 единицы средств существования вырастут за тот же период только до 22. Таким образом, большая часть населения обречена жить в бедности и нищете. Плохое питание и болезни повлекут за собой рост смертности, что вновь восстановит равновесие между населением и продовольственными ресурсами. Однако 200 лет, прошедшие с момента появления книги «Очерки народонаселения», показали, что закон Мальтуса не оправдался. Население росло не так быстро, как происходили открытия и усовершенствования в различных отраслях производства.

Среди глобальных проблем человечества, возникших в индустриальном обществе, перед человечеством, особенно в последнее время, на одно из первых мест выдвигается проблема планетарных изменений природной среды. Еще в 1980-е гг. группа российских ученых во главе с академиком Н. Моисеевым подсчитала, что последствия термоядерного конфликта могут быть ужасны. Наступит «ядерная зима», когда положительные температуры на Земле останутся только на островах Тихого океана.

Говорят и об угрозе глобального потепления. По прогнозам, в результате антропогенных воздействий к 2025—2050 гг. в атмосфере удвоится содержание углекислого газа. Это приведет к повышению средней температуры у поверхности Земли на 1,5 — 3,5 градуса С. Если сегодня средняя t на Земле = 12 градусов С, то через 20-30 лет (подсчитано к 2030 г.) она будет 18 градусов С. Начнется интенсивное таяние ледников, уровень Мирового океана повысится на 1 метр. Пустыня, океан отберут у людей часть освоенной человечеством суши, приведут к смерти огромные площади планеты. Ожидаются и другие изменения: истончение озонового слоя (и, как следствие, повышение интенсивности ультрафиолетового облучения земной поверхности), загрязнение природной среды токсическими веществами, уменьшение разнообразия живой природы и т.д. Многие ученые считают, что человечество выбрало неправильный путь — пошло на завоевание природы, разрушение окружающей среды нашей планеты, созданной биотой, биологическими организмами, которые живут на Земле около 4 млрд. лет. Они не только приспосабливались сами к земным условиям, но и приспосабливали к себе окружающую среду. За это время биота (система жизни) научилась регулировать состояние окружающей среды, поддерживая климатические характеристики, температуру океана, состав поверхности вод, суши, почвы и др. Человечество не изобрело ничего, что могло бы заменить биоту в качестве регулятора окружающей среды.

Сейчас человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались, например хлорфторуглероды, разрушающие озоновый слой.

Одна из причин возможной смерти человеческой цивилизации — экологическое разрушение биоты, биологической системы Земли. Сейчас, считают ученые, объем допустимого воздействия на биосферу превышен в 8-10 раз.

В конце ХХ века на первый план вышла новая наука — синергетика. Нобелевский лауреат И. Пригожин (ум. 2003) показал, что главенствующую роль в нашей Вселенной играют неустойчивость и неравновесность. Все системы содержат в себе подсистемы, которые подвержены постоянным флуктуациям (колебаниям). Время от времени в зависимости от тех или иных конкретных причин (изменение внешних условий и пр.) подобные колебания усиливаются настолько, что «раскачивают» и ставят под прямую угрозу прежнюю структуру данной системы. Последняя вступает в особую полосу развития, которая характеризуется Пригожиным как «точка бифуркации». После прохождения «точки бифуркации» вновь вступает в свои права детерминизм, и так — до следующей «особой точки».

Подобный «стиль поведения» характерен, по Пригожину, для систем, которые постоянно обмениваются энергией, веществом и информацией с внешней средой. К числу таковых относится большинство систем нашей Вселенной. Статуэтка пляшущего индийского бога Шивы, фрески из храма Герреро в Центральной Америке, по мнению Пригожина, наилучшим способом передают почти неуловимый переход от покоя к движению.

Концепция «точки бифуркации» применительно к человеческой истории означает и утверждение принципа свободы выбора, укорененность свободы в общем порядке мироздания. В пригожинской парадигме преодолевается тот трагический разрыв между научными принципами детерминизма и принципом свободы выбора, который являлся характерной чертой механистической «ньютонианской» научной парадигмы.

Таким образом, человечество исторически последовательно прогрессивно) эволюционировало, восстанавливая нарушившийся культурный баланс, находя выходы из социально-экологических кризисов, грозящих уничтожением, находя пути выживания. Данная схема развития человечества, носящая условное название «универсальной истории» (не единственная в современной науке) показывает, как через глобальные кризисы человечество прогрессивно развивается, и отношения человек — природа, человек — человек, человек — общество гуманизируются.




  1. Марина

    Эммм... выбираю ссылку «Образование Киевской Руси» — и неожиданно попадаю на философию истории Ясперса. Это как-то взаимосвязано?

    1. DDA90

      История Киевской Руси неотрывна от всемирной истории и чтобы лучше и глубже понимать нашу собственную культуру, необходимо видеть ее в контексте развития истории цивилизации в целом. А для этого полезно почитать К. Ясперса перед началом изучения истории Киевской Руси.

  2. DDA90

    Говоря о эпохе великих культур древности, К. Ясперс в одну группу выделяет и шумеров, и Египет, и весь Эгейский мир! Это очень странная и ничем не обоснованная классификация. Весьма натянутое соединение принципиально разных культур! Более того, Индию, Ясперс тоже, почему-то связывает с шумерами. Едва ли такой подход может быть актуальным в современной науке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.