История формирования государственных органов России


Немногим менее двенадцати веков существует Российское государство, с момента призвания Рюрика в 862 году и до настоящего времени. Весь этот период превышает время существования всех существующих ныне государственных образований Европы и Америки.

Предпосылки образования русской государственности

Государство появилось из родо-племенного уклада в результате:

  • Распада первобытно-общинного общества и возникновение неравенства.
  • Вычленения князя и его дружины.

Формирование органов управления на Руси вписывается в систему общемировых принципов становления государственного управления, но особенности периодов развития страны отмечены своеобразием.

Великокняжеская эпоха

  1. Период надплеменной великокняжеской власти с 862 по 1054 год характеризуются единоначальной властью Великого князя. На вершине иерархии власти находился Великий князь, при нем был боярский совет, а для решения важнейших вопросов созывалось вече. Начинают вводиться письменные законы.

  2. Период великокняжеской удельной власти с 1054 по 1240 годы, отмечен совершенствованием аппарата управления. В ту пору центробежные тенденции, достигли уровня феодальной раздробленности, с фактическим дроблением властных структур в независимых уделах.

  3. Период удельной княжеской власти с 1240 по 1328 годы под игом монголо-татар выполнил главную задачу: сохранение русской власти над возможно большей территорией Руси от посягательств Запада и максимального удаления от государственных структур Золотой Орды.

  4. Период с 1328 по 1472 год, великокняжеская объединительная власть, в лице Ивана Калиты и его потомков, организующей освободительное движение и собирающей под свою руку разрозненные и оторванные от Руси земли, вследствие татарского и литовского нашествия.

От великокняжеской к царской власти

Женитьба Ивана III на византийской царевне Софье Палеолог в 1472 году, наследнице византийского престола дало основание его внуку Ивану IV венчаться на царство в 1547 году и переустроить систему государственного управления в сословно-представительную монархию.

Система отраслевых Приказов структуировала и сделала более стройной власть.

В XVII веке государственное управление эволюционировало к абсолютной монархии путем:

  • ослабления и упразднения сословно-представительных органов власти;
  • расширения социальной базы Боярской Думы за счет дворянства и думных дъяков;
  • полной отменой местничества;
  • повышения роли приказной бюрократии.

Однако в конце XVII века громоздкая и дезорганизованная приказная система изжила себя и стала тормозом для развития государства.

Имперская эпоха

Преобразования Петра I были устремлены на европеизацию внутреннего уклада жизни европейского общества и модернизацию социально-экономического и государственного устройства страны.

Система государственного управления перестраивалась:

  • по европейским образцам;
  • на базе неизменных крепостнических порядков;
  • без продуманного алгоритма и регламента.

Под стать характеру Петра I, реформа государственного управления проводилась жестким курсом в быстрых темпах, в сильной зависимости всех внутренних преобразований от внешней политики.

Боярская дума была заменена Правительствующим Сенатом с «хвостом» контрольных органов. Вместо приказов, учреждены коллегии, введен «Табель о рангах». По окончании Северной войны царя начали именовать Императором, а страна стала Империей.

В целом система государственного управления с изменением функций и названий основополагающих и второстепенных институтов управления государством просуществовала до 1917 года.

Временное правительство

После отречения императора от престола к власти пришло Временное правительство, провозгласившее республику 1 сентября 1917 года, но полноценных институтов под эту форму не существовало. Созыв Учредительного собрания откладывался, что дало возможности реализации большевистского варианта государственного управления.

Государственное управление Советского периода

Захватив в октябре 1917 года власть, большевики сумели ее удержать и сконструировать принципиально новую государственно-управленческую систему в целом не уступающую, а в каких-то моментах и превосходящую предшествующую.

В целом, для Советской системы государственного управления были характерны черты:

  • республиканская сущность;
  • сочетание унитаризма и федерализма;
  • конституционность основ управления.

Источником власти были трудящиеся и единство ветвей власти. В числе недостатков числят определяющую роль КПСС и бюрократизацию управления.

Постсоветский период

Концептуальную основу формирования «нового государственного управления» составила одноименная идеология, разработанная в США в последней трети XX века. Суть ее заключена:

  • в способности провести либерально-экономические реформы;
  • в отходе от классических принципов бюрократического управления;
  • в отказе от централизации, иерархического регулирования и жесткого сметного финансирования бюджетом.

Работа государственного аппарата рассматривалась как вид оказания услуг клиентам, в качестве которых рассматривались граждане. Внедрение чужеродной системы завершило построение «пирамиды власти», породившей проблемы коррупции, оффшоризации экономики и кадровых ошибок.

Современный государственный аппарат России не похож ни на гражданскую службу, ни на рациональную бюрократию. Несмотря на усилия высших органов власти, закрытость системы управления от общества на сегодняшний день очень высока.

Таким образом, формы правления и система государственной власти в России органически развивались всю историю существования государства изменяясь под воздействием обстоятельств, последовательно сменявшихся эпох.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.