Внешняя политика СССР в годы перестройки


Внешняя политика СССР в послевоенное время строилась в реалиях «биполярного мира». Военный паритет сторон был гарантией от перерастания локальных конфликтов в глобальную войну. Накал противоборства систем к 80-м годам достиг максимального предела. В условиях Холодной войны, непомерные траты на «гонку вооружений» надорвали экономику Советского Союза. Руководство страны активно искало иные подходы к решению острых вопросов внешней политики.

Новый лидер строит «новое мышление»

Приход к власти очередного генерального секретаря ЦК КПСС не предвещал существенных перемен во внешнеполитическом курсе СССР. Сохраняя традицию, Михаил Горбачев на весь свет заявил о приверженности делу мира, борьбе с военными угрозами, укрепления содружества с соцстранами и помощи борцам за национальную независимость. Политика Запада критиковалась им вплоть до назначения Эдуарда Шеварднадзе министром иностранных дел СССР.

Свежий министр сходу взялся за нормализацию отношений с США и ее сателлитами, ликвидацию противостояния в региональных конфликтах и политику разоружения. В дальнейшем, когда в окружении Генсека стала доминировать группа новых людей, мотивированных либеральными ценностями, поменялось отношение к обычному курсу советской внешней политики и у самого Горбачева.

В изменившихся условиях, лидер СССР сформулировал принципы внешней политики СССР, став, по его мнению, ключевой фигурой во внешней политике, сыгравшей решающую роль в окончании Холодной войны и переходу к партнерским отношениям бывших врагов. Эта доктрина, в дальнейшем развитии с 1987 года стала называться политикой «нового мышления». В ней предполагалось:

  • отказаться от раскола мира на два враждебных полюса;
  • признание единства и неделимости мира;
  • отказ от применения силы в разрешении международных проблем;
  • поднять общечеловеческие ценности выше национальных, идеологических и классовых.

Эти тезисы стали теоретической основой внешнеполитического курса СССР в годы перестройки, на практике выразившиеся в стремлении Горбачева добиться расположения Запада, невзирая на цену односторонних уступок.

Путь от равенства к договорному диктату

Регулярные встречи лидеров Советского Союза и Америки начались в ноябре 1985 года. Тогда лидеры главных мировых держав установили доверительные отношения. С 1987 года переговорный процесс перешел в стадию подписания основополагающих договоров по самым острым внешнеполитическим направлениям.

Теряя позиции внутри страны, Горбачев хотел укрепить свое положение за счет «выдающихся» свершений во внешней политике. Но «успехи» давались за счет изрядных односторонних уступок. Представители США, замечая стесненное положение руководителя СССР, не стеснялись выдвигать каждый раз новые условия, которые Горбачев вынужден был принимать.

Памятная встреча Михаила Горбачева и нового президента США Джорджа Буша на Мальте в конце 1989 года знаменита полным отказом Советского лидера от «доктрины Брежнева». Американцы не преминули воспользоваться случаем, для полного развала социалистического лагеря и расширение давления на СССР. Дошло до того, что летом 1991 года Президент США, предъявил Президенту СССР «шесть условий» для продолжения дальнейшего сотрудничества между Советским Союзом и Западом, в них были означены требования:

  • ввести демократию;
  • создать рынок;
  • построить федерацию;
  • отказаться от прежней политики на Ближнем Востоке;
  • отказаться от интересов на Африканском континенте;
  • остановить работу по модернизации советского военного ядерного потенциала.

В этот раз некоторые условия перешли в плоскость внутренней политики, что было непосредственным вмешательством во внутренние дела СССР. Такого не мог стерпеть даже Горбачев, и дни его у власти были сочтены.

Обрушение системы послевоенного устройства мира

Чувствительные для Советского Союза перемены происходили в 1989 году на западных его рубежах. Когда стало понятно, что единство соцлагеря не будет поддерживаться силой советского оружия, власти предержащие Восточной Европы не стали сопротивляться давлению оппозиционных сил, опиравшихся на мощную всестороннюю поддержку Запада.

Начало распаду социалистической системы положила серия «бархатных революций», в 1989 году, прошагавшая по странам Восточной Европы, а также кровавый переворот в Румынии. В октябре 1990 года Германия получило «добро» от Горбачева на объединение. В феврале 1991 года прекратил существование Варшавский договор, а весной официально распустили Совет Экономической взаимопомощи и социалистический лагерь в Европе рухнул.

В странах «третьего мира» СССР отказался от прежней политики поддержки лояльных режимов. Вывел войска из Афганистана, отказался вмешиваться в конфликты на Ближнем Востоке, Африке и Центральной Америке. А во время первой агрессии США в Ирак летом 1990 года и вовсе поддержали западную коалицию.

Эти многозначительные шаги и односторонние шаги безусловно, ослабляли напряженную обстановку на международной арене, у СССР появились дипломатические отношения с некогда одиозными странами: Израилем, ЮАР, Тайванем, Южной Кореей и другими. Однако почти все регионы традиционного советского влияния попали под опеку «западных партнеров».

Таким образом, итогом сложившейся на международной арене обстановки, стал тотальный провал планов внешней политики «нового мышления». Без политических гарантий и материальных компенсаций для СССР, была разрушена созданная послевоенным поколением система международного мироустройства. Советский Союз добровольно утратил статус мировой державы, а вскоре и вовсе распался.

Основные события

1. В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР, результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны, с одной стороны, крушение системы социализма — с другой. Новая внешняя политика СССР была провозглашена в 1985 г. и получила название «новое мышление», суть которого состоит в том, что:

  • СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
  • СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития;
  • СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом;
  • ради этого СССР был готов пойти на уступки.

2. Наряду с М.С. Горбачевым олицетворением «нового мышления» и новой внешней политики стал и Эдуард Шеварднадзе — новый министр иностранных дел СССР, занявший эту должность в 1985 г. (до этого 13 лет работавший первым секретарем

ЦК Компартии Грузии). Если прежние министры — В.М. Молотов и А.А. Громыко, жестко отстаивавшие интересы СССР, имели на Западе прозвище «Господин «Нет», то Э. Шеварднадзе получил впоследствии прозвище «Господин «Да» за регулярные уступки Западу.

3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог:

  • состоялись встречи между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. и в Рейкьявике осенью 1986 г.;
  • 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом был подписан договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, что стало точкой отсчета процесса разоружения;
  • в 1988 г. Р. Рейган совершил ответный визит в СССР, где заявил, что больше не считает СССР «империей зла»;
  • после этого встречи лидеров СССР и США стати регулярными;
  • началось прямое общение между гражданами — телемосты, по­ездки.

4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг — 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистиче­ские режимы.

5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.

6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартии в соцстранах:

  • в августе — октябре 1989 г. начался кризис в ГДР — массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали;

  • это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал;

  • в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;

  • еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов — в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши;

  • в 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСЛ) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно;

  • 9 ноября 1989 г. рухнула Берлинская стена, которую разрушили жители обеих частей Берлина;

  • 10 ноября 1989 г. в результате верхушечного заговора был отстранен от власти 78-летний Тодор Живков, правивший страной 35 лет, — начались реформы в Болгарии;

  • 24 ноября 1989 г. начинаются беспорядки в Чехословакии («пражская осень»), в результате которых просоветское руководство во главе с Г. Гусаком с позором уходит в отставку, а новыми руководителями страны становятся Вацлав Гавел (избирается Президентом Чехословакии) и Александр Дубчек (избирается Председателем парламента);

  • 22 — 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был све­ргнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.

7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.

3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия — ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.

8.В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.

В 1991 г. распалась Югославия.

В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.

Пришедшее к власти новое руководство страны во главе с Горбачевым и министром иностранных дел Шеварднадзе начало вести активную международную политику вывода страны из международной изоляции. В первое время основные задачи оставались прежними: обеспечение безопасности и укрепление социалистического лагеря. Однако уже через 2 года во внешней политике произошли значительные коррективы. Связано это было с взятием Советским Союзом курса на перестройку и попыткой распространения ее на международной арене.

Появилось такое понятие как «новое идеологическое мышление». В основе направления лежал отказ от понятия, что весь мир расколот на 2 политические системы, а признание его единым и неделимым. Для его осуществления отвергался принцип социалистического интернационализма, а на его смену пришло понятие общечеловеческих ценностей.

Для осуществления новой политики требовалась деидеологизация в отношениях между государствами. Под этим термином понималось устранение идеологических предрассудков, которые разделяли народы с целью совместного строительства общего европейского дома. В первую очередь это касалось капиталистических стран, с которыми требовалось наладить нормальное сотрудничество, разблокировав все существующие конфликты.

В период с 1985 по 1991 годы шла реализация нового курса. Его итоги для СССР имели как положительный характер, так и провал по некоторым пунктам.

Плюсы и минусы внешней политики СССР в 1985 – 1991 годах

Положительные стороны новой политики СССР

Шаги по нормализации международных отношений:

  • Введение со стороны СССР моратория на испытание ядерного оружия. Это послужило поводом приглашения представителей Советского государства присутствовать на ядерных испытаниях США

  • С 1985 произошли встречи между Горбачевым и президентом США по вопросу разоружения. Начался период уменьшения гонки вооружения. Шел вопрос о ликвидации части ядерного оружия в отношении ракет малой и средней дальности. Наступил конец эпохи «холодной войны».

  • Был решен вопрос с Афганистаном. США перестало оказывать военную помощь стране, а Советский Союз вывел свои войска

  • Налаживание советско-китайских отношений. Этому способствовал вывод советских войск из Афганистана. Однако оставалось еще 1 препятствие – это проблема Камбоджи. После переговоров между СССР и Вьетнамом советские войска были выведены и оттуда. В итоге в 1981 году состоялась советско-китайская встреча на высшем уровне. На ней решались вопросы пограничных территорий, а так же экономического характера

  • Со стороны Советского Союза были осуждены военные действия Ирака в Персидском заливе. Это была кардинальная смена политики. СССР выступил против своих бывших союзников. Как результат, в 1991 году последовало приглашение Горбачева посетить встречу лидеров «большой семерки»

  • На советско-японской встрече со стороны Горбачева было высказано согласие о правильности постановки вопроса спорных территорий в отношении Курильских островов

Отрицательные стороны новой политики СССР

Проведение новой международной политики имело для СССР и негативные стороны:

  • Страны социалистического лагеря не поддержали новую политику СССР, который являлся их оплотом. В итоге взаиморасчеты между странами стали проводиться по рыночным законам. Это привело к антикоммунистическому взрыву в странах социалистического лагеря. В них прокатился ряд «Бархатных революций». Коммунистические лидеры были устранены, а румынский даже расстрелян. На их смену пришли демократические силы, которые взяли курс на европейский вектор развития и сближение с НАТО. После падения Берлинской стены произошло слияние ФРГ с ГДР.

  • Этот период характеризуется для СССР большими финансовыми трудностями. За помощью Советский Союз обратился к странам Запада. Однако никакой компенсации с этой стороны не последовало. Тогда просьба была направлена «большой семерке», в состав которой входили наиболее развитые страны мира. Сначала отказа не последовало. Была передана гуманитарная помощь: медикаменты, товары, продовольствие. Однако обещанные денежные компенсации не поступили. Причина объяснялась тем, что в СССР нестабильное внутреннее положение. Страны «большой семерки» проводили политику распада СССР и поддержания вновь образовавшихся государств. Однако в кредитах отказа не последовало. В итоге международный долг СССР на 1991 год составил 113 млрд долларов.

  • Падение международного авторитета. Инициатива в международных делах была потеряна, а новые союзники приобретены не были

  • Советский Союз перестал считаться военной сверхдержавой. Его мощь ослабла, и США в этом опросе заняло первое место. В связи с этим произошло поздравление американского президента своего народа с победным окончанием «холодной войны».

Политика СССР в 1985 – 1991 годы имела ряд положительных и отрицательных моментов.

Некоторые минусы касались только Советского государства. Например, распад социалистической системы для самих стран минусом не назовешь.

Встав на рыночный путь развития, они значительно нарастили свою экономику. Слияние ФРГ с ГДР возродило прежнюю Германию и позволило Восточной ее части значительно повысить свой уровень.

5/5 - (3 голоса)


: 14 комментариев
  1. Елена Сергеевна

    Сколько же тогда ошибок допущено было властями. Особенно во внутренней политике. Ситуация пошла сама по себе, вот оттуда и бесконтролье. В итоге мы имеем и ныне такие проблемы. Власти тогда нахватались денег. Если действовать с законами того времени, то всех по тюрьмам пересажать нужно было. В принципе по этой причине и перестройка была устроена.

  2. vsvikt

    Внешней политики в это время практически никакой не было. Всё сводилось к поездкам перестроечного вождя и его супруги по западным странам. Фальшивые улыбки западных руководителей и такие же их обещания привели к тому, что в это время СССР практически потерял свое мировое влияние и откатился на второй план..

  3. belonog-2016

    Я думаю, что создание системы международного партнерства не худшая из идей. Сколько можно было уже строить внешнюю политику на войнах и противостояниях? Только путем взаимопомощи и согласия можно добиться процветания своей страны.

  4. svstar1989

    Слишком сильно в один момент отпустили вожжи. Часть из приведенных выше изменений была реально необходима. Но с НАТО нужно было действовать как то понастойчивее и активнее, сейчас многие для нас неприятные вещи в отношениях с этим блоком выходят «боком» из-за огромных уступок в прошлом. Они считают наше повиновение им как данность.

  5. Михаил

    Думается, что высшая власть СССР стала заложником приоритетов внешней политики. Нелепый односторонний отказ от военно-политического противостояния, не нашел встречного движения со стороны Запада.

  6. Botanik3000

    Я согласен, что политика в то время стала неуправляемой, все шло само собой. Власти лишь изредка проявляли настойчивость и вмешивались в жизнь общества.

  7. Michael

    Перестройка прекрасно иллюстрирует поговорку о том, что благие намерения простодушных лидеров непременно привели страну в ад.

    1. COLE

      С какой стороны посмотреть, надо судить по поступкам отталкиваясь от той ситуации, которая тогда была в стране.

  8. Дмитрий К.

    По поводу агрессии США в Ираке. Режимом Хусейна был оккупирован Кувейт. ООН приняло резолюцию. На стороне США выступили бывшие соцстраны — Польша, Венгрия, Румыния. Даже Сирия принимала участие в операции! В результате независимость Кувейта была восстановлена. Как-то не очень похоже на агрессию одной страны против другой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *