Российская экономика в начале XX века


В конце XIX – начале XX вв Россия переживала небывалый экономический подъем. Несмотря на то, что страна оставалась преимущественно аграрной, помимо сельскохозяйственного сектора бурно развивалась промышленность. Столь активный рост получил название индустриализации.

Большую роль в становлении промышленность сыграло развитие железнодорожных путей сообщения. В сущности, именно железная дорога стала тем необходимым стимулом, подстегнувшим рост и машиностроения, и металлургии, и деревообрабатывающей промышленности. Однако процесс модернизации в России начала XX века носил лишь догоняющий характер, то есть империя пыталась достичь уровня развитых европейских стран.

Среди особенностей российской экономики особенно стоит отметить высокую роль государства в ее становлении. Выражалось это в участии казны в большом количестве промышленных предприятий – так, в 1900 году государственные компании принесли немногим менее половины годового дохода государства. Однако в целом этот аспект оборачивался скорее минусом, чем плюсом – в результате такой активности снижалась конкуренция, а следовательно, и развитие экономики в целом, так как в тех отраслях промышленности, где участие государства было наиболее высоко, практически не появлялся частный бизнес.

Еще одним минусом от высокой активности государства в промышленности была минимализация политической роли буржуазии. Новым промышленникам было нечего противопоставить официальной политической доктрине, а потому никакого веса в формировании внутренней политики государства они не имели.

Сильные и слабые стороны российской экономики:

Плюсы

Минусы

  • 5 место в мире по количественным показателям: протяженность ж/д; степень концентрации производства; бурные темпы роста промышленности
  • продуктивность реформ Витте
  • развитие кооперации в с/х
  • высокий уровень науки и культуры
  • металлургия и транспортное машиностроение – на мировом уровне
  • Россия – один из главных производителей зерна
  • отставание по показателям качественным (на душу населения)
  • техническая отсталость
  • преобладание аграрного населения
  • низкий уровень жизни
  • большое влияние охранительно-консервативного направления
  • глубокая отсталость с/х, множество пережитков
  • низкий уровень народного образования
  • в экспорте преобладали зерновые и сырье
  • государство ограничивало свободную инициативу
  • экспорт осуществлялся за счет снижения собственного потребления
  • не сложилась культура труда и рыночного поведения предпринимателей
  • внешнеполитические амбиции превосходили реальные возможности

Особенности экономики России

  1. ставка на ж/д строительство
  2. техническая отсталость при высокой степени концентрации производства
  3. монополии – вследствие узости рынка, Ане порождение свободной рыночной стихии; следствие политики государства
  4.  борьба двух тенденций – развитие свободной рыночной конкуренции и искусственное ее сдерживание (разрушение механизмов, стимулировавших технический прогресс)
  5.  совпадение по времени индустриализации и монополизации
  6. наличие кустарной промышленности

Три главных особенности:

  1. сжатые сроки
  2. смешение этапов
  3. противоречивая роль государства



  1. Людмила

    Несмотря на все плюсы, к сожалению, стране не удалось выйти на более высокий уровень. Да, развитие железной дороги сыграло одну из важных ролей, но сегодня железная дорога вновь дала «трещину».

    1. svstar1989

      Возможно, выйти не получилось из-за отсутствия времени и возможности у некоторых политиков. Здесь сразу вспоминается Столыпин...

  2. Rjvbccfh

    Говоря о, казалось бы, избыточной роли государства в экономике, не следует забывать про то, что мультиэтническое, многоконфессиональное, имеющее самую большую в мире территорию государство должно сохранять свой суверенитет. Опыт показал, что рыночные реформы подорвали стабильность в огромной стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.