Роль монастырей в XVII


В древней Руси монастыри появились одновременно с принятием христианства. Первоначально монастыри появились в Киеве и Новгороде. Они основывались представителями княжеской династии или же частными лицами (последние назывались ктиторскими монастырями) и обычно обустраивались на окраинах городов, на земле, принадлежавшей знатным людям.

Примерно с середины XIV века русские земли стали постепенно возрождаться после опустошительного монголо-татарского нашествия, и в течение последующих дух столетий появляется  иной тип монастырей. Новые монастыри нередко создавались не на окраинах городов, а в глухих, малонаселенных местах, иногда действительно пустынных. Именно так появились большинство известных впоследствии монастырей: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоцкий, Макарьев Калязинский и др.

Малоосвоенные земли, окружавшие новые монастыри, само расположение обителей на пограничье разных княжеств (примеры тому – Иосифо-Волоцкий, Пафнутьев Боровский, Кирилло-Белозерский монастыри) – все это делало их притягательными для крестьян, стремившихся покинуть прежних землевладельцев и найти покровительство у церкви. Правители княжеств, на чьих землях или границах находились монастыри, стремились заручиться их поддержкой. Кроме того, окруженные ореолом благочестия, основатели наиболее влиятельных монастырей были моральной опорой князей в моменты выбора ими новых направлений политики. Яркий пример тому – обращение князя Дмитрия Донского к Сергию Радонежскому (характерной особенностью монастырей, основанных Сергием Радонежским и его учениками в XIV-XV вв., было выборность игумена, обязательный труд).

Монастырское хозяйство: Вдали от крупных городов, лишенные щедрых пожертвований, новые монастыри, возникавшие в XIV в., должны были сами себя обеспечивать всем необходимым. Не случайно в конце XV века появилась теория «стяжательства». Ее создателем стал Иосиф Волоцкий, один из самых талантливых публицистов-богословов, обосновавший права монастырей на владение богатствами, землями.

Основу хозяйства монастыря составляла земельная собственность.

Монастырские привилегии: Важной привилегией крупных монастырей был судебный иммунитет – предоставление монастырю права самостоятельно вести расследование и вершить суд за определенные преступления, совершенные на его территории. Существенной привилегией являлось и освобождение монахов от всех видов общегосударственных податей.

Монашеская братия: холопы и аристократы: Не было равенства в монашеской братии. Во главе русских монастырей нередко стояли просвещенные, образованные люди, часто знатного происхождения. Представители знати были и среди рядовых иноков. Отчасти это связано с тем, что в монахи уходили от невзгод политической борьбы многие вельможи. Но в ряде случаев уход в монастырь не был добровольным. Все это приводило к расслоению среди самих монахов.

Православие в XVII веке оставалось религиозной и духовной основой русского общества, определяло разные стороны бытия от государственной идеологии до семейного быта, проникая в повседневную жизнь и боярина, и посадского человека, и крестьянина. Церковь являлась важнейшим институтом феодального общества.

  • Митрополиты – один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.

  • Иларион – первый митрополит русского происхождения.

  • Петр – митрополит, перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

  • Алексий – митрополит, фактический правитель Московского княжества в годы малолетства Дмитрия Донского.

  • Филипп (Колычев) -  митрополит, противник опричнины, жертва опричного террора.

  • Макарий – сборник «Четьи Минеи».

Во главе русской церкви с 1589 года стоял патриарх – в православии высший духовный сан, обычно глава самостоятельной церкви, избирается церковным собором в русской православной церкви 1589—1703гг., восстановлен в 1917г.

1589—1605

Иов

1605—1606

Игнатий

1606—1612

Гермоген

1619—1633

Филарет

1634—1640

Иоасаф I

1642—1652

Иосиф

1652—1658

Никон

1667—1672

Иоасаф II

1672—1673

Питирим

1674—1690

Иоаким

1690—1700

Адриан

Иов – первый русский патриарх.

Гермоген – патриарх в годы Смуты, выступал с призывом к борьбе против интервентов.

Филарет – отец царя Михаила Романова, некоторое время – фактический правитель государства.

Протопоп Аввакум – противник церковных реформ, идейный лидер раскола.

Никон- инициатор церковных реформ, приведших к расколу.

Тихон – первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва.

Сергий – автор декларации о признании церковью Советской власти, в годы Великой отечественной войны избран патриархом.

Эволюция системы управления

До конца XVII века духовное сословие еще не сложилось окончательно и не выделилось из общества. В системе церковного управления оставалось немало мирян.

Управление в лице «крылошан» — священнослужителей кафедральных соборов ежегодно собиравшихся у епископа (до XIV века).

Централизованная система управления церковью через светских посредников – архиерейских чиновников. Епархии были разделены на десятины, которых десятильники – светские чиновники, ежегодно назначаемые епископом, — ведали  судом над белым духовенством и финансовыми сборами (реформа митрополита Алексия, продолженная митрополитом Киприаном в конце XIV – начале XV вв.)

 

Все священнослужители выбирают по уездам поповских старост, которые вместе с протопопами (настоятелями соборов) отвечают за правильное и усердное ведение служб, соответствие поведения духовенства церковным канонам и т.д. (реформы Ивана Грозного).

Учреждение Монастырского приказа, осуществлявшего государственный контроль над судом и церковными землями  (1649 г.), но в 1666—1667 гг. приказ был упразднен. Управление духовенством передается самому духовенству.




  1. Марина

    И таким образом власть создала себе настоящую головную боль. Собственные земли, собственная казна, никакого налогообложения и даже собственные сословия — фактически монастыри были «государствами в государстве», неподвластные светской, то есть царской, власти и фактически никем не контролируемые. При это у церкви было огромное влияние на народ, что только усиливало ее реальную власть. Остается только радоваться, что у русской церкви не было того стремления к внешней экспансии, как у папского престола, иначе страшно представить, во что это могло бы вылиться в итоге.

    1. DDA90

      На самом деле в государстве тоже не глупые люди сидят. Они понимали, что делали в плане церкви. Если бы государству понадобилось, оно могло бы в любой момент ликвидировать все привилегии церкви и подчинить ее себе. И такое в истории бывало. Но по факту церковь работала на государство и была ему выгодна. Концепция взаимодействия церкви и государства сложилась еще в VI веке в Византии и получила название «Симфонии» (с ударением на предпоследнее «и»).

  2. belonog-2016

    Никогда церковь не могла долго находиться вне подчинения государства, не говоря уже о том, чтобы идти против него. Монастыри, его прислужники, глубоко верующие люди — это просто пешки правителей, с помощью которых народ становится более управляемым. А сколько средств готов потратить верующий человек, поскольку думает, что это идет на благое дело! Ярким примером станет продажа индульгенций во времена Средневековья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.