Первый русский царь


Согласно завещанию Василия III преемником и наследником княжеского трона стал его сын Иван. Новопровозглашенному великому князю было всего три года. Взять на себя труд по управлению государством должны были особо приближенные бояре – опекунский совет во главе с матерью Ивана Еленой Глинской. А в день совершеннолетия, то есть когда великому князю исполнится 15 лет, опекуны, по замыслу Василия III, передают ему всю полноту власти и остаются его вернейшими соратниками и помощниками.

Перед коронацией

Как показала история, благим замыслам Василия III так и не суждено было сбыться. Нескончаемая борьба за власть между боярами. Интриги, наветы, отравления и прочие гнусные методы устранения неугодных были самым обычным делом. Худшего правления, чем осуществляемое в период с 1533 по 1547 года, страна не знала. К семнадцатилетию Иван IV подошел слабым политиком, фактически не руководящим страной. Чтобы исправить эту ситуацию, им был задуман ряд мер, первой в котором была коронация или венчание на царство.

Венчание на царство

В 1956 году на тот момент еще князь Иван заявил своим приближенным боярам о своем намерении жениться. Однако перед свадьбой, по словам историков, князь собрался «венчаться на царство», то есть принять титул царя.

Не зря предстоящая коронация была названа именно венчанием. Свершаемое действие должно было соединить царя с его народом, показать единство всего государства российского, создать союз аналогичный брачным узам, где обе стороны – и царь, и его народ – должны были заботиться и почитать друг друга.

Подготовку к этому великому торжеству Иван поручил митрополиту Макарию и родственникам по материнской линии Анне и Михаилу Глинским. Церемония, несмотря на отсылки к византийским традициям, была фактически придумана митрополитом с нуля. Первая в истории России коронация проводилась в Успенском соборе в Москве, а символом царской власти стала шапка Мономаха.

После торжественного богослужения митрополит Макарий возложил на Ивана крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Завершилась церемония миропомазанием. Именно из-за добавления в церемонию этого действа – окропления чела миром – венчание и помазанье на царство в русской культуре стали синонимами.

Древний обряд «посажения на стол», означающий избрание нового «стольного князя», на этом окончательно ушел в прошлое.

Концепция Третьего Рима

В конце XV – начале XVI веков в русской духовной литература появилась теория о становлении Москвы как нового – Третьего – Рима. Суть ее заключалась в том, что раз пали первый Рим (центр Римской империи), затем Византия – преемник традиций великой империи, то Москве суждено стать наследницей этих великих государств. Духовное наследование и хранение христианских традиций, зародившихся в Риме и получивших развитие в Византийской империи, по праву должно принадлежать России, как последовательнице в вере христианской. Данная концепция объявляла царя главным защитником православия и, соответственно, давала духовное основание для почитания царского титула и преклонения перед ним.

Идея о богоизбранности России, ее исключительной духовной и исторической миссии и особом пути получила широкое развитие и в дальнейшем. Церковники и политические деятели XVI-XIX веков находили все новое и новое подтверждение концепции Третьего Рима, используя эту теорию в самых разных целях.

Причины и следствия принятия царского титула

Многие историки, как современные, так и XIX века, считают, что идея коронования не принадлежит Ивану IV. Все идеи о возвеличивании его как первого русского царя были поданы Анной Глинской, бабкой царя и его дядей, Михаилом Глинским. После коронации Глинским отошло множество земель на правах удельного княжества, а Михаил и брат его Юрий получили весомые титулы.

Однако коронация не стало причиной немедленной концентрации власти в руках у новоявленного царя. Страной по-прежнему управляли бояре, только теперь не Шуйские, а Глинские. Однако стоит заметить, господство Глинских продолжалось совсем недолго.

В глазах же подданных авторитет власти неимоверно вырос. Миропомазание символизировало божественность царской власти – царь сиречь помазанник божий на земле. Да и сам царский титул стал символом преемственности традиций римских и византийских кесарей.

Но одним из самых положительных изменений после принятия царского титула стало возросшее влияние России на мировой политической арене. Царь и самодержец Всея Руси неожиданно стал не просто ровней европейским королям, но во многом превосходил их – наследование традиций столь великих держав, как Рим и Византия, чьим преемником объявил себя Иван IV, многого стоило в глазах европейцев.

Однако была и еще одна причина введения царского чина, не столь явная. После помазания на царство Иван Грозный получил длинный титул, звучавший как «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермской, Вятцкой, Болгарской и иных». Громко позвучавшее в чинонаименовании «царь всея Руси» означало, что все государства, объединенные под властью Ивана, становятся единым целом, частью единой большой Руси. Все земли – Владимирские, Московские, Новгородские и прочие – официально стали неотъемлемой частью государства. Отныне царь не признавал над собой никакой иной власти, не признавал притязаний Золотой Орды, а становился как минимум равным всем остальным властителям.

Таким образом, венчание на царство стало финальным аккордом, завершившим централизацию Русских земель. Царская власть стала основой, жестким стержнем, на который отныне опиралась власть государственная. Признание Руси и Москвы в частности преемником духовных традиций великих империй древности – Римской и Византийской, возвеличение Москвы как Третьего Рима сделало Россию защитницей и хранительницей православного христианства. А признание нового титула российских правителей на мировом уровне в значительной степени укрепило авторитет страны.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.