Управление Российской империи в конце XIX века


Управление Российской империей. К концу XIX в. самодержавие, как казалось, стояло прочно и нерушимо. Все высшие функции власти (законодательной, исполнительной и судебной) сосредоточились в руках императора, но реализация каждой из них осуществлялась через систему государственных институтов.

Высшим законодательным органом, как и раньше, оставался Государственный совет, наделенный законо­совещательными правами. Он состоял из лиц, назначенных царем, и министров. В большинстве своем это были известные царедворцы и сановники, многие из которых были в весьма преклонных летах, что позволяло салонной публике именовать их не иначе как госсоветовские старцы. Законодательной инициативы Государственный совет не имел. На его заседаниях лишь обсуждались законопроекты, вносимые монархом, но разработанные министерствами.

Главным органом исполнительной власти являлся Комитет министров. Его возглавлял Председатель, функ­ции которого были весьма ограниченны. В состав Комитета министров входили не только министры, но и главы департаментов и государственных управлений. На рассмотрение Комитета выносились дела, требовавшие одобрения разных министров. Это не был консолидированный орган управления, координирующий деятельность отдельных ведомств. Комитет являлся собранием административно независимых друг от друга сановников. Каждый министр имел право прямого доклада императору и руководствовался его распоряжениями. Министр назначался исключительно монархом.

Император считался главой суда и судебного управления, а весь суд осуществлялся от его имени. На конкретное судопроизводство компетенция монарха не распространялась, ему принадлежала роль высшего, и последнего, арбитра.

Надзор за судом и администрацией монарх осуществлял через Правительствующий Сенат, наблюдавший за к-м, чтобы распоряжения верховной власти исполнялись ил местах, и разрешавший жалобы на действия и распоряжения всех властей и лиц до министров включительно.

В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин. Существовали административные единицы, включавшие несколько губерний, — генерал-губернаторства, обычно учреждаемые на окраинах. Губернатор назначался царем по представле­нию министра внутренних дел.

В состав Российской империи с 1809 г. входила и Финляндия (Великое княжество Финляндское), главой которой являлся император и которая имела широкую внутреннюю автономию — собственное правительство (сенат), таможню, полицию, денежную единицу.

На правах вассальных образований в состав России входили и два среднеазиатских государства — Бухарское ханство (эмират) и Хивинское ханство. Они находились в полной политической зависимости от России, однако во внутренних делах их правители имели автономные права.

Власть губернатора была обширна и распространялась почти на все области жизни губернии.

Народное образование и здравоохранение входили в систему центрального государственного управления.

Города имели самоуправление в виде городских дум и управ. На них были возложены административно-хозяйственные задачи — транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод, благоустройство мостовых, тротуаров, набережных и мостов, а также заведование учебными и благотворительными делами, делами местной торговли, промышленности и кредита.

Право принимать участие в городских выборах обу­словливалось имущественным цензом. Его имели лишь те, кто владел в данном городе недвижимостью (в крупных центрах — стоимостью не менее 3 тыс. руб., в небольших городах этот порог был значительно ниже).

Четыре города (Петербург, Одесса, Севастополь, Керчь -Бникале) были выведены из состава губерний и управлялись градоначальниками, непосредственно подчиненными центральной власти.

Губернии делились на уезды а области — на округа. Уезд являлся низшей административной единицей, и дальнейшее деление имело уже специальное назначение: волость — для крестьянского самоуправления, участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д.

К концу XIX в. земское самоуправление было введено в 34 губерниях Европейской России, а в остальных районах делами ведали правительственные органы. Земские органы занимались главным образом хозяйственными делами — строительством и содержанием в должном порядке местных дорог, школ, больниц, благотворительных заведений, статистикой, кустарной промышленностью, организацией поземельного кредита. Для выполнения своих задач земст­ва имели право устанавливать особые земские сборы.

Земское управление состояло из губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов — губерн­ских и уездных земских управ, имевших свои постоянные канцелярии и отделы.

Выборы в земства проводились раз в три года по трем избирательным съездам — землевладельцев, горожан и крестьян. Уездные земские собрания выбирали своих представителей в состав губернского земского собрания, которое и формировало губернскую земскую управу. Во главе уездных и губернских земских управ стояли выборные председатели. Они не только руководили деятельностью этих учреждений, но и представляли земства в государственных органах управления (губернских присутствиях).




  1. Светлана

    Первые земские органы появились в России в эпоху реформаторской деятельности то есть между 1861 и 1864 годами. Стоит добавить, что земства также занимались образованием, созданием сельских школ и училищ, куда бы могли попасть дети из малоимущих крестьянских семей. За счет земских организаций строились мосты и прокладывались новые дороги. На земской службе состояло не менее 150 тысяч человек, в основном выходцев из средних и низших слоев российское общество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.