Архитектура и скульптура XIX века


С середины XIX в. наметился явный поворот в развитии отечественной архитектуры. Ранее зодчие творили главным образом по заказу вельмож, членов царской фамилии, воздвигали великолепные дворцы, монументальные здания для государственных учреждений, храмы. Теперь все чаще возникала необходимость в зданиях другого назначения. Требовались деловые конторы, железнодорожные вокзалы, магазины, большие доходные дома. Только в процессе строительства Транссибирской магистрали были сооружены десятки железнодорожных вокзалов на всем протяжении трассы.

Капитализм предъявлял свои требования: здания должны быть удобны, функциональны и одновременно красивы. И еще одно условие надлежало выполнять: строить надо было быстро и экономно. Эти новые задачи русские архитекторы решали успешно. При этом архитектура не превратилась в придаток узких функционально-экономических потребностей. Строительство больших, общественно значимых сооружений продолжалось еще более широко, чем раньше.

В 1893 г. в Москве было завершено строительство огромного торгового центра — Верхних торговых рядов (архитектор А Н. Померанцев). Для того времени это было крупнейшее торговое здание, аналогов которому не было. Современников поражала огромная стеклянная крыша, спроектированная инженером В. Г. Шуховым. Здание органично вписалось в общий ансамбль Красной площади, став неотъемлемой ее частью. В двух этажах размещалось около 1000 лавок и магазинов. Подобного назначения торговые центры возник­ли во второй половине XIX в. во многих городах России, но московскому они уступали в размерах.

В 1881 г. было завершено строительство величественного здания Исторического музея, открытого для публики в 1883 г. Он стал самым большим подобным музеем в России и одним из крупнейших в мире. Архитекторы — А. А. Семенов и В. О. Шервуд. Шервуд являлся и автором памятника-часовни гренадерам-героям взятия Плевну открытого в Москве в сквере у Ильинских ворот в 1887 г. Это один из самых величественных памятников погибшим героям Отечества. Чугунную восьмигранную шатровую часовню венчает православный крест. На боковых гранях — четыре горельефа: солдат, благо­словляющий сына-солдата на подвиг; янычар, вырывающий ребенка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата, и русский воин, срывающий цепи с женщины, символизирующей Болгарию.

К скульптору М. О. Микешину (1835—1896) пришла слава после открытия в 1862 г. в Новгороде памятника Тысячелетие России, созданного по его проекту. Он же стал автором и другого известного монумента — памятника Богдану Хмельницкому, установленного в Киеве в 1888 г.

Русский скульптор А. М. Опекушин (1838— 1923) создал ряд замечательных памятников, отличавшихся исторической конкретностью и поэтичностью. Наиболее известные из них — памятник А. С. Пушкину в Москве, открытый в 1880 г., и памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889). Музыка. Музыкальная жизнь России второй половины XIX в. отличалась широтой и многообразием. В крупнейших городах возникали музыкальные учебные заведения (консерватории и училища), открывались концертные залы, создавались музыкальные общества. Именно в этот период раскрылся талант наиболее известных русских композиторов — М. П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С. В. Рахманинова и Н. А. Римского-Корсакова.

М. П. Мусоргский (1839—1881) окончил школу гвардейских подпрапорщиков, и уже в 1852 г. появилось его первое музыкальное произведение — полька Подпрапорщик. В конце 1850-х гг. он близко знакомится с композитором А. С. Даргомыжским и входит в кружок музыкальных деятелей, названный позднее «Могучей кучкой». Как крупный композитор Мусоргский заявил о себе монументальной народной музыкальной драмой Борис Годунов, законченной в 1872 г. Сюжетной основой ее являлась по­этическая трагедия А. С. Пушкина. Однако постановка оперы на сцене успеха не принесла. Русская публика, воспитанная на итальянских музыкальных спектаклях, с трудом воспринимала музыкальную драму, пронизанную русскими национальными мотивами. Понадобилось время, чтобы это монументальное произведение композитора было признано одним из крупнейших достижений русской музыкальной культуры.

Мусоргскому принадлежат также оперы Хованщина, построенная на русских народных музыкальных мотивах, и Сорочинская ярмарка, в которой использованы украинские народные напевы, а также вокальные циклы Детская, Безсолнца, Песни и пляски смерти и др.

Композитор, дирижер, общественный деятель, член Могучей кучки» И. А. Римский-Корсаков (1844—1908) происходил из старинной дворянской семьи. Служил офицером на флоте и с юных лет увлекался сочинением музыки. После выхода в отставку целиком посвятил себя музыке. С 1871 г. — профессор Петербургской консерватории, в 1883—1894 гг. — управляющий Придворной певческой капеллой.

Уже первая опера Римского-Корсакова Псковитянка, поставленная в 1873 г., сделала имя композитора широко известным. Вся опера пронизана русскими народными мелодиями, в ее основу положен сюжет из древнерусской истории.

Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям Римского-Корсакова, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта. Таковы оперы, написанные на сказочно-былинные сюжеты, — Майская ночь, Снегурочка, Садко, Млада, Царская невеста, Кащей Бессмертный, Золотой петушок и др.

Среди немалого числа выдающихся русских музыкантов и композиторов существует одно имя, которое сразу же возникает, как только речь заходит о русской музыкальной культуре, — П.И.Чайковский (1840—1893). Это величайший русский композитор, гений.

Он родился в дворянской семье. Окончил Училище правоведения в Петербурге в 1859 г. и четыре года служил чиновником в Министерстве юстиции. Но душа его принадлежала музыке. Биде будучи чиновником, он в 1861 г. поступил в учебный класс Русского музыкального общества, затем, в 1862—1865 гг., прошел курс композиции в Петербургской консерватории. В 1866 г. его пригласили в Московскую консерваторию, где он в качество профессора проработал 12 лет. В 1885 г. Чайковский стал директором Московского отделения Русского музыкального общества, в 1892 г. избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, а в 1893 г. удостоился звания почетного доктора Кембриджского университета (Англия).

Музыкальным сочинительством П. И. Чайковский занимался с ранних пор и за свою жизнь создал множество ярких произведений различного характера. Его музыка полна страсти, чувства, она завораживает слушателей, она наполнена необыкновенной выразительностью.

Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лиричной задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфонических, камерных произведений. Это оперы ЕвгенийОнегин, Мазепа, Черевички, Чародейка, Пиковая дама, Иоланта и др.

Чайковский — великий реформатор балетного искусства. Написанная им музыка стала главным компонентом балетных спектаклей Лебединое озеро, Спящая красавица и Щелкунчик, этих крупнейших произведений мирового балетного искусства. К мировым шедеврам принадлежат симфонические произведения Чайковского. С 1958 г. в Москве проводится Международный С. В. Рахмаи» конкурс пианистов и скрипачей им. П. И. Чайковского.

В творчестве замечательного композитора, пианиста, дирижера С. В. Рахманинова (1873—1943) с особой силой воплощена тема Родины. В 1891 г. он окончил Московскую консерваторию и получил известность как замечательный дирижер и пианист. Это один из самых ярких представителей мирового пианистического искусства. С юных лет Рахманинов сочинял музыку. На выпускном акте консерватории его опера Алеко (сюжетная основа взята из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы») удостоилась большой золотой медали. Позже Рахманинов получил известность как автор произведений для симфонического оркестра и фортепьяно. Рахманиновым написано много инструментальных и вокальных произведений различных жанров, отличающихся мелодическим богатством; его музыка сочетает романтический пафос с камерно-лирическими настроениями.

Театр. Положение русского театра во второй половине XIX в. существенно изменилось. К концу века почти во всех городах империи имелись постоянные театральные здания (зимние), количество же временных (летних) театров не поддавалось учету. Возникло множество частных театральных трупп, гастролировавших по России. Однако в этом многообразии сохранялись театры, считавшиеся первыми в театральном мире.

Среди балетных и оперных сцен к ним принадлежали Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Они назывались императорскими и содержались на средства государя. В репертуаре театров преобладали произведения отечественных композиторов.

На сценах драматических театров шли пьесы как отечественных, так и зарубежных авторов. До конца XIX в. первыми сценами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. В самом конце века в их число вошел и Московский Художественный театр, учрежденный режиссером, актером, педагогом, теоретиком театрального искусства К.С.Станиславским (1863—1938) и режиссером В. И. Немировичем-Данченко (1858— 1943). Премьера первого спектакля, драмы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», состоялась в октябре 1898 г.

Впервые на русской сцене утвердились принципы режиссерского театра — единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля, целостность актерского ансамбля, психологическая обусловленность мизансцен. В труппу театра вошли молодые актеры, которые в течение многих лет были ук­рашением русской сцены. Это М. П. Лилина, В. В. Лужений, И.М.Москвин, М.Ф.Андреева, О.Л. Книппер-Чехова, В. Э. Мейерхольд и др. Театр сформировал новый тип актера, умеющего тонко передать особенности психологии своего героя. Каждый новый спектакль театра радовал зрителей ярким театральным действием, » котором не было незначительных ролей, все актерские работы отличались филигранным мастерством.

На сцене МХТ ставились русские и иностранные пьесы. Именно здесь получили признание ныне всемирно известные чеховские пьесы, здесь же с огромным успехом прошли первые постановки пьес A.M. Горького.

В Москве же произошло еще одно крупное театральное событие — возникла первая в России Частим опера. Первый спектакль состоялся в январе 1885 г. Основателем и инициатором всего дела явился крупный предприниматель и меценат С.И.Мамонтов (1841 — 1918). Ранее оперные спектакли походили на концерт сольных партий на фоне декораций. Мамонтов решил организовать оперу иначе — как музыкальные инструменты объединяются по велению дирижера, так на оперной сцене соединились искусство певца, мастерство художника, оркестрантов, хора. Оперный спектакль превратился в цельное художественное произведение. Новаторская идея организатора Частной оперы легла в основу работы режиссеров над оперными постановками и в других театрах.

Среди целого созвездия выдающихся русских актеров второй половины XIX в. особо выделяются М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская и Ф. И. Шаляпин. Творчество каждого из них оказалось целой эпохой в истории русского театра.

М.Н. Ермолова (1853—1928) родилась в Москве в семье суфлера Малого театра. В 1870 г., будучи ученицей Московского театрального училища, дебютировала на сцене Малого театра, а в следующем году вошла в труппу театра. Создала героическо-трагические образы Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Жанны д'Арк и Марии Стюарт («Орлеанская дева» и «Мария Стюарт» Шиллера). Среди се выдающихся работ в драмах А. Н. Островского — Катерина («Гроза»), Негина («Таланты и поклонники»), Лариса («Бесприданница»), Кручинина («Без вины виноватые») и др. Когда на театральной сцене находилась великая Ермолова, в зале не оставалось ни одного свободного места, ее спектакли завершались под гром аплодисментов. Она была любимой актрисой не только Москвы, но и всей России, а гастрольные поездки этой крупнейшей трагической актрисы всегда сопровождал полный успех.

В. Ф. Комиссаржевская (1864—1910) — дочь известного оперного певца Ф. П. Комиссаржевского. Она с детства грезила театром, много работала над ролями, но долгое время выступала лишь на провинциальной сцене. Только в 1896 г. ее пригласили в Александрийский театр в Петербурге. Комиссаржевская быстро завоевала признание как лирическая актриса, обладавшая необыкновенной тонкостью и искренностью.

Свои роли она исполняла с большим душевным подъемом, нервной порывистостью, сила ее сценических пере­живаний овладевала зрителем.

Особенно ее прославили роли Нины Заречной («Чайка» А. П. Чехова), Норы («Кукольный дом» Г. Ибсена) и Ларисы («Бесприданница» А. Н. Островского).

Галерею разнохарактерных образов создал прославленный русский певец, гордость отечественного искусства Ф.И. Шаляпин (1873—1938). Он родился в бедной семье, работал сапожником, токарем, писцом, грузчиком. С музыкальной грамотой познакомился в церковном хоре. В 1891—1892 гг. Шаляпин разъезжал с гастролями по России в составе украинской песенной группы. В 1893 г. начал выступать на профессиональной сцене.

В 1896 г. был приглашен С. И. Мамонтовым в Частную оперу. Именно здесь взошла звезда этого удивительного певца и актера, ставшего вскоре первым вокалистом России. Он пел в Большом и Мариинском театрах.

Среди лучших партий Ф. И. Шаляпина — царь Борис («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мефисто­фель («Фауст» Ш. Гуно), мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Дон Кихот («Дон Кихот» Ж. Массне) и др.




  1. Олеся

    Спасибо за интересный и подробный материал. Как учитель истории могу отметить, что если бы тема излагалась в виде таблицы или хотя бы со списками и подзаголовками, усвоить материал было бы проще. Однако и в таком виде можно вычленить что-то новое и интересное для себя касательно вопроса.

  2. Aoidos

    Сохранился портрет Шаляпина в одной из ролей. Художник А.Я. Головин замечательно изобразил его в роли полководца Олоферна в опере Александра Серова «Юдифь».

    В биографии В.В. Каменского был эпизод, когда он познакомился с В.Я. Мейерхольдом. Поэт тогда странствовал по Крыму и играл в разных труппах, в основном невысокого уровня. Однажды он попал в труппу Мейерхольда, и разница была огромной. Всеволод Эмильевич, в частности, посоветовал ему посвятить себя поэзии, а не театру.

  3. Глафира

    Поистине золотой век культуры России. Сегодня есть чему поучиться нашим современникам в плане смысловой нагрузки, качества материала. Это касаемо и музыки, и балета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.