Алексей Михайлович


Личность царя Алексея Михайловича

Алексей Михайлович в историю России вошел как монарх, который делал все необходимое для развития страны. Правил он с 1645 по 1676 г.

Это был высокий, полный человек с русой шевелюрой и синими глазами, с величественными манерами. Основ­ными чертами его характера оставались твердость в вере и чувство долга. Своим помощникам он любил повторять — идите путем средним, праведным. Средний путь стал основой всей его внутренней и внешней политики. Он охотно шел на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого не удастся. Обидев кого-либо резким словом, царь стремился загладить свою вину. Заботой о спасении души объяснялись многие его поступки и решения. Христианские заповеди он чтил свято и неистово.

Во многих случаях Алексей Михайлович проявлял свою истинно христианскую сущность. При нем широко практиковался выкуп воинов, захваченных в плен крымцами, турками и поляками. Выкупленные крепостные крестьяне и холопы отпускались на волю. Царь жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание нищих. По его приказу по Москве регулярно раздавали нуждавшимся хлеб.

Алексей Михайлович был человеком разносторонних знаний, интересов и увлечений, любителем книжных пре­мудростей. Он обладал хорошим стилем письма и собственноручно написал историю русско-польской войны. Алексей Михайлович увлекался церковным и светским хоровым пением. Певчие и музыканты услаждали семью царя домашними концертами. Впервые при Алексее Михайловиче начались театральные представления. Царь увлекался соколиной охотой, с удовольствием играл в шахматы, коллекционировал часы и зеркала.

Царь открывал Россию западным веяниям. Кремлевский дворец украшался европейской мебелью, стены отделывались обоями. Из-за границы регулярно поступали газеты. Наследник престола Федор и царевна Софья обучались латыни и польскому языку. Их наставником был один из выдающихся деятелей славянской культуры Симеон Полоцкий (1629—1680 гг).

Близкими к царю людьми были поборник просвещения Ф.М. Ртищев, видный дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, человек западных веяний АС. Матвеев. Многие из тех, с кем царь проводил время в беседах, были людьми незнатного происхождения, но блестящих дарований. Алексей Михайлович допустил в Россию иностранных специа­листов и ценил их труд.

Алексей Михайлович проявил интерес к созданию русского флота. Он попытался начать его строительство на Оке и намеревался переправлять суда по Волге в Каспийское море. В Астрахани на воду был спущен многопушечный фрегат «Орел».

В личной жизни Алексей Михайлович был счастлив. Но горе не обошло стороной царскую семью: наследники умирали один за другим, похоронили и одну из дочерей, затем из жизни ушла верная спутница царя — Мария Ильинична Милославская. Через два года Алексей Михайлович женился вторично, на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 г. она родила ему сына Петра, а затем двух дочерей. Началась борьба двух мощных семейных кланов — Милославских и Нарышкиных. Царь умел умиротворять страсти, но после его смерти эта борьба приняла драматичный характер.

Церковь и государство

В XVII в. в России нарастали про­тиворечия между Церковью и государством.

Вопрос: чья власть выше — Патриарха или царя? — шел из глубины веков. По образцу Византийской империи митрополиты, а потом Патриархи подчинялись светской власти. Высших иерархов Церкви ставили на свои посты великие князья, а позднее цари. Но со временем Церковь в России получила огромную силу. Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчиками и в период централизации государства. Крестом и молитвой Церковь освящала великие свершения народа. Но чем сильнее, крепче становилась в России самодержавная власть монарха, тем меньше отводилось места Церкви в этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве, с мощным политическим влиянием Церкви, с различного рода судебными и налоговыми льготами.

Дворянское сословие с вожделением поглядывало на безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли, на которых можно было бы поместить тысячи служилых людей. К середине XVII в. Церковь лишилась многих своих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми населенными церковными землями, кроме патриарших; судебные и налоговые льготы так­же остались лишь за патриаршими владениями. И все же Русская Православная Церковь оставалась по-прежнему одним из крупнейших земельных собственников в России.

В условиях упорядочения жизни государства необходимо было также привести в соответствие с требованиями времени церковные обряды и книги.

За долгие столетия в церковном богослужении накопилось немало ошибок. Тексты в церковных книгах были искажены малограмотными переписчиками. Русские иконописцы порой отходили от канонических правил изображения святых ликов и религиозных сюжетов. Даже крестное знамение на Руси претерпело изменение — вместо трех перстов, что символизировало Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, на Руси стали креститься двумя. Многие языческие обряды и суеверия незаметно проникли в церковные службы. Широко праздновались святки, исполнялись некоторые языческие обряды, подрывавшие церковные догматы.

В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича началась подготовка к очищению церковной службы от искажений. Проводником этих новшеств стал Патриарх Никон (1605—1681 гг) возведенный в сан в 1652 г.

Судьба этого человека была удивительной. Мордвин Никита (так звали мальчика в миру) рано осиротел, с детства пристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре неподалеку от Нижнего Новгорода, потом стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим они с женой потеряли трех малолетних детей. После этого он ушел в скит на Белом море, постригся в монахи под именем Никона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошел по Руси. Никон был представлен царю, произвел на него большое впечатление и был оставлен в Москве.

Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя Стефан Вонифатьев, выходец из священников Ниже­городского уезда протопоп Аввакум, окольничий Федор Ртищев и некоторые другие. Именно в этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствие с оригиналами, введения проповедей в церковную службу.

Кроме уже предпринятых нововведений, при Никоне стали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу), трехперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, с которых теперь делали печатные оттиски в соответствии с нормами современного языка. Написанные не по древним канонам иконы убирали из храмов. По сути, все эти нововведения были чисто обрядовыми.

Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной и монастырской среде, требовал истового исполнения служб и обрядов.

Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные, погрязшие в мирских делах свя­щенники и монахи враждебно отнеслись к дисциплинарным мерам Никона, им было привычно произносить давно заученные священные тексты. Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось, что все это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами.

Несогласные объявили себя приверженцами старой веры — староверами. Так начался раскол в Русской Право­славной Церкви и обществе. Среди староверов оказались люди из разных социальных слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне, посадские люди. По существу, часть народа выступила против новых подходов к жизни, за старину.

Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздников и обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к церковным службам били батогами, сажали на цепь, ссылали. Сопротивлявшихся, в том числе непокорных иконописцев, отлучали от Церкви.

Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия в том числе неистовый протопоп Аввакум (1620—1682 гг). В своих страстных проповедях он стал обличать Никона в богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол мучеников.

Царь поначалу занимал нейтральную позицию, полагая, что обновление Церкви необходимо. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть. Когда Алексей Михайлович выезжал к дей­ствующим войскам, в Москве во главе правительства он оставлял Патриарха. Никон вмешивался в дела управления страной, обличал действия властей, направленные на ограничение церковного землевладения, выступал против учреждения Монастырского приказа. В своих проповедях и Успенском соборе Московского Кремля он не раз публично рассуждал о преимуществе духовной власти над светской, священства над царством.

Противники Никона были уже рассеяны по просторам России. Аввакум сидел на цепи в холодной яме. Отказался принять реформу Никона Соловецкий монастырь, монахи заперлись в осаде.

В 1658 г. произошел разрыв между царем и Никоном. Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву, он был лишен патриаршего сана. На Соборе было определено, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх — церковных. Никону определили жить простым монахом в дальнем Ферапонтовом монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.

В Москве был выбран новый Патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А это означало, что креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходе войск староверы сжигали себя. Такие самосожжения назывались «гори».

Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но и царя. За свои анти­правительственные проповеди он был сожжен.

Со временем старообрядцы стали своеобразной частью русского православного населения со своими обрядами и традициями, старой церковной утварью и древними книгами.

Усиление царской власти

Самодержавие — это не только неограниченная власть одного человека в государстве, но и система, при которой самодержец может осуществлять свою власть. К этой системе Россия пришла постепенно.

Во второй половине XVII в. Россия стабилизировала свою экономику, наладила прочные международные связи, одержала нелегкую победу над Польшей, вступила в период церковного раскола.

Россию буквально потрясли городские восстания 1640 — 1660-х гг., а также мощное народное движение под руководством Степана Разина.

Правящие верхи России понимали, что лишь сильная власть окажется в состоянии сохранить с таким трудом установившийся порядок. Укрепляя царскую власть, закон и порядок, они укрепляли собственное положение.

В период послесмутного времени здоровые силы общества сплачивались вокруг центральной власти и фигуры царя. Даже мятежные казаки и крестьяне шли под знаменем хорошего царя против его злых советников. Земские соборы оказывали материальную и духовную поддержку царю при решении ключевых проблем внешней и внутренней политики. Поэтому ко второй половине XVII в. российское самодержавие стало еще более сильным.

Усиление царской власти происходило в условиях войны с Польшей. Многие вопросы следовало решать без проволочек. Некогда было собирать Земские соборы, и не случайно в ходе войны они постепенно отмирали. На первый план все больше выдвигались грамотные, способные люди, вводимые даже в состав Боярской думы. Царь создал ближнюю, или тайную Думу, где и реша­лись наиболее важные вопросы.

Отправляясь на русско-польскую войну, царь указал всем «быти без мест». На время войны запрещались местнические споры о том, кто родовитей. Отмена местничества была уже не за горами.

По-прежнему органами центрального управления в стране являлись приказы. Порой их количество доходило до 80. Четкого разделения функций между ними не было, что создавало путаницу в делах. Во второй половине царствования Алексея Михайловича началось объединение некоторых приказов. Появился своеобразный приказ над приказами — Тайных дел. Через особо доверенных лиц царя он осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными делами в стране, мог вмешиваться в дела других приказов и принимать решения волей великого государя. В этот приказ стекались разного рода доносы, сведения о настроениях людей.

Возвышение облика царя

Возвеличивание его государского величества было хорошо продуманной политикой. Царь появлялся на людях только в дни больших государственных торжеств и крупных религиозных праздников. При его проезде все встречные должны были сойти с коней, снять шапки и, поклонившись, стоять смирно и немятежно. К Боярской думе царь выходил в роскошном одеянии. Его лошади и карета блистали дорогим убранством. Знаменосцы, конные и пешие вооруженные отряды сопровождали царя при выездах на богомолье.

Особую роль в возвышении престижа государя играла Церковь, постоянно подчеркивавшая божественное пронахождение царской власти. В сознании народа она внедряла мысль о русском царе как наследнике православной Византийской империи, лидере всего православного мира.

Народ воспринимал это как должное — возвышение царя подчеркивало возвышение страны. Царь был олицетворением всего лучшего, что жило в душах людей.

Армия

В жизни армии во второй половине XVII в. начались существенные перемены. Малодисциплинированная дворянская конница уже не выдерживала конкуренции с регулярными армиями Запада. Дворяне садились на боевых коней лишь во время войны, отрывались от своих хозяйств, что не содействовало их боевому духу. Более дисциплинированными и современными являлись стрельцы, военные профессионалы, которые в мирное время занимались ремеслами и торговлей, сливаясь с посадскими людьми. Казачьи части, башкирская, татарская и калмыцкая конницы были нерегулярными войсками, привлекавшимися лишь на время военных действий.

В годы русско-польской войны стали более широко применяться солдатские, рейтарские и драгунские полки — полностью профессиональные войска. Они набирались из охочих людей, которые служили за плату. Постоянной частью их жизни были маневры. К концу жизни Алексея Михайловича в русской армии числилось 60 тыс. солдат и 30 тыс. рейтар, имевших на вооружении современные мушкеты и карабины.

Укрепление внешнеполитических связей

Общая стабилизация положения в стране, ее экономическое укрепление, усиление царской власти, водворение закона и порядка, связанного с принятием Уложения 1649 г., благоприятно сказались на международном положении России.

Сохранялись дружественные отношения со Швецией.

С Голландией шли переговоры по экономическим вопросам, в том числе о положении голландских купцов и предпринимателей в России. С целью получения поддержки сильных держав в войне с Польшей были проведены переговоры во Франции и Австрии.

Сложнее складывались отношения с Англией. Соперничество с английскими купцами на отечественном рынке давно заботило русских торговых людей. С начала революции в Англии (1642 г.) купцы стали заявлять в челобитьях царю, что англичане — торговые люди, все Карлусу королю не подручны и от него отрешились.

После казни Карла I по указу царя английские купцы были высланы из России. В дальнейшем Россия поддерживала отношения с правительством Кромвеля и помогала финансами английскому монарху Карлу II, но прежнее благоволение англичанам не было возвращено.

Правительство Алексея Михайловича сохраняло дружеские отношения с Персией, поддерживало нейтралитет с Турцией.

В середине XVII в. на юго-восточных границах России произошло знаменательное событие: теснимые агрессивными соседями, измученные междоусобными войнами кочевники-калмыки обратились к царю с просьбой принять их в русское подданство. Калмыцкие тайши (ханы) хотели бы кочевать на землях между реками Яиком (Уралом) и Волгой, и за это обещали помогать России конницей против внешних врагов. Получив согласие, они в 1655 г. присягнули русскому царю.

Отношения с Польшей. Положение на украинских землях

Стержнем российской внешней политики во второй половине XVII в. по-прежнему оставались отношения с Польшей. Особенно важен был вопрос об украинских землях, входивших в состав Речи Посполитой.

Положение украинского крестьянства и посадских людей в XVI—XVII вв. резко ухудшилось вследствие усиления феодально-крепостнического гнета. Украин­ский народ испытывал также национальное угнетение: немало земель принадлежало на Украине польско-литовской знати и шляхтичам, которые третировали украинцев как людей низшего сорта.

Общее тяжелое положение украинского народа дополнялось религиозными гонениями. Господствовавшей религией в Речи Посполитой было католичество. В конце XVI в. православие было объединено с католичеством на нравах унии (союза), по которой за православием сохранялось право лишь на некоторые обряды. Католическое духовенство и администрация Речи Посполитой усиливали нажим на православное духовенство и верующих.

Гнет социальный, национальный и религиозный вызывал сопротивление свободолюбивого украинского народа.

Одной из его форм стало бегство крестьян и посадских людей на свободные земли в низовьях Днепра, за пороги. Они селились в пограничной степной зоне, сбивались в казачью организацию. Центром этого казачества стала Запорожская Сечь — укрепленное поселение на острове Хортица.

Со временем у запорожских казаков, как и у донских, появилось свое управление — казачья рада, кошевой атаман. Казаки представляли собой крупную военную силу, с которой вынуждено было считаться правительство Польши. Они становились мощным заслоном на польской границе с Крымским ханством — вассалом Турции. Со временем правительство перевело часть казаков на регулярную основу — платило им жалованье, снабжало боеприпасами и оружием. Это казачество называлось реестровым, т.к. числилось в правительственных списках — реестрах.
Польско-украинские магнаты препятствовали притоку беглых в ряды казачества. С конца XVI и в течение всей первой половины XVII в. Украину сотрясали мощные крестьянско-казацкие восстания. Магнаты и центральная власть жестоко их подавляли. Нередко взоры украинцев обращались к единоверной, близкой по культуре и языку России. Но наступление там феодально-крепостнических Хмельницкий порядков пугало их.

Ранней весной 1648 г. на Украине началось восстание. Его центром стала Запорожская Сечь, а его руководителем — выходец из числа мелких украинских дворян (шляхты) Богдан Хмельницкий.

К началу восстания это был уже зрелый человек. Ему исполнилось 53 года. Хмельницкого хорошо знали в кругах казацкой верхушки. Сын казацкого сотника, он не раз ходил с казаками против Крымского ханства, побывал в татарском плену, и к началу 1640-х гг. служил войсковым писарем. И многие издевательства, которым поляки подвергали украинцев, Хмель, как его дружески называли на Украине, испытал сам.

Один из польских шляхтичей, его сосед, отнял у Богдана хутор, заковал в цепи его домочадцев, а когда Хмельницкий попытался найти на него управу у польских властей, засек до смерти сына Хмельницкого. Началась настоящая охота польской шляхты на Хмельницкого. С большим трудом он избежал опасностей и ушел в Запорожскую Сечь. Там его с восторгом встретила казацкая вольница. Вскоре казаки избрали его своим гетманом.

Богдан Хмельницкий тайно направлял грамоты в села и города Украины с призывами подниматься на борьбу с Речью Посполитой и поддержавшими ее украинскими магнатами. Он сформировал казацкое войско, заключил против поляков союз с крымским ханом, пообещав татарам богатую добычу.

В первых сражениях с поляками (под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами) войско Хмельницкого одержало блестящие победы. Взятых в плен лучших польских полководцев гетман отправил в подарок крымскому хану: за них татары могли взять с Польши огромный выкуп. Это произвело эффект в Крыму.

Первые успехи казаков всколыхнули всю Украину и соседние области Белоруссии. Отовсюду к Хмельницкому шли тысячи людей. Многие шляхетские имения и замки оказались в осаде.

Вернувшегося после побед гетмана ожидала торжественная встреча в Киеве: толпы народа восторженно приветствовали его, духовенство молилось за здоровье Хмельницкого, деятели культуры слагали в его честь панегирики. Хмельницкий стал подлинным героем украинского народа.

В последующих сражениях перевес оказался на стороне Польши. В решающем сражении крымский хан вступил в переговоры с королем. Хмельницкий бросился его уговаривать и был им задержан. Украинское войско осталось без предводителя. В этих условиях гетман был вынужден заключить с поляками невыгодный для Украины мир, в частности сократить число реестровых казаков — этой сердцевины украинской армии.

В дальнейшем война возобновилась, Хмельницкий одержал ряд побед. Но для повстанческой верхушки становилось все более ясным, что в одиночку Украине с Польшей не справиться. Одни руководители восстания предлагали договориться с королем, другие склонялись к союзу с Турцией. Значительная часть украинского народа, в том числе и сам гетман, тяготела к России. Голос Хмельницкого оказался решающим: он обратился за помощью к России, просил царя принять Украину в ее состав.

В конце 1640-х — начале 1650-х гг. Россия признала Украину в качестве самостоятельного государства и установила с ней официальные дипломатические отношения. Повстанцам предоставили продовольствие, боеприпасы и оружие. Одновременно русское правительство запретило продажу продовольствия в Польшу, открыло границу для украинских переселенцев, наделяло их землей, оказывало помощь деньгами, продовольствием и семенами, многих освобождало от уплаты налогов. Это содействовало росту доверия украинцев к России.




  1. Павел Таразевич

    Благодаря Морозову, Алексей Михайлович уже в детстве обучался с некоторыми нововведениями. И именно Морозов развил в царе интерес к западной культуре. Например, он еще в детстве привез будущему царю платье на немецкий тип. Рос мальчик в религиозной среде. И лично занимался организацией армии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.